Опыт классификации плакатов из собрания КРКМ

Гритчина Е.В. Опыт классификации плакатов из собрания КРКМ// III Таврические научные чтения, посвященные 160-летию со дня рождения А.Л. Бертье-Делагарда (г. Симферополь, 24 мая 2002 г.): Сб. мат.  / гл. ред. Е.Б. Вишневская; Крым. респуб. краевед. музей. – Симферополь: Тритон, 2003. – С. 60 – 64.

Плакат происходит от немецкого "Plakat", от французского "Plocard" -объявления, афиша, от "plaguer" - налепить, приклеивать, является разновидностью графики. Плакат - это единичное произведение искусства: лаконичное, броское (обычно цветное) изображение с кратким текстом (как правило, на большом листе бумаги), оно выполнено в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. Современный плакат является, обычно, полиграфическим воспроизведением созданного художником оригинала [1].

Несмотря на то, что история возникновения плакатного искусства восходит ко второй половине XIX в., научные исследования этого вопроса крайне немногочисленны. Большая часть касается изучения плаката советского времени. Слабая изученность плакатного искусства досоветского периода, прежде всего, объясняется тем обстоятельством, что большинство музейных коллекций плакатов не каталогизированы и не опубликованы [2].

Наиболее полным исследованием русского плаката является монография Н.И. Бабуриной "Русский плакат". Автор пишет, что первая сохранившаяся афиша - это проспект изданий английского печатника У. Кэкстана размером 136 х 76 см (1477 год). 1593-м годом датируется первый рекламный плакат, рекламирующий пожарный насос [3].

До второй половины XIX в. плакатом иногда называли агитационные гравюры крупного размера, например: "летучие листки" периода Крестьянской войны и Реформации в Германии XVI века; политические афиши во Франции XVIII века; английские карикатуры XVIII - начала XX вв.

В России аналогичную роль играли крупноформатные народные картинки (лубки) XVIII - XIX вв., среди них и, так называемые, антинаполеоновские листы 1812 г.

В XX в. в связи с широким внедрением литографической техники печатания плакаты стали издаваться большими тиражами. Тогда же рекламный плакат приобретает черты самостоятельного продукта массового производства, постепенно эволюционируя от чисто шрифтовых театральных афиш и торговых объявлений к афишам, в которых все большую часть текста вытесняли орнамент и фигурные изображения.

Уже к концу XIX века появляется термин "художественный плакат". В словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона помещается отдельная статья, посвященная художественному плакату. По мнению авторов, к концу XIX характер плаката существенно изменился. "С одной стороны, благодаря тому, что их заказчики при возросшей коммерческой и предпринимательской конкуренции стали требовать чтобы их объявления как можно больше бросались в глаза среди массы наклеенных объявлений, а с другой - вследствие того, что появились талантливые художники, взглянувшие на плакат как на новую отрасль прикладного искусства, в которой можно с большим успехом проявлять находчивость фантазии, декоративный вкус, оригинальность и техническую ловкость"[4]. Обыкновенная уличная реклама превратилась в настоящее художественное произведение, занимающее почти все пространство огромного листа, на котором только маленькое, хотя и видное, место отводилось оповещению. Такой переворот произошел, прежде всего, во Франции (плакаты Ж. Шере, А. Тулуз-Лотрека, Т. Стейнлена). В 1889 году Жюль Шере устроил выставку своих работ, обратив внимание многочисленных коммерсантов и фабрикантов, которые, убедившись в действительности такого вида рекламы, стали увеличивать свои заказы на плакаты, несмотря на их дороговизну. Рекламная сущность художественного плаката определила его быстрое распространение по всей Европе: в Бельгии, Англии, Германии, Голландии, Италии, Скандинавии, а также в Северной Америке.

В России в это же время такой вид рекламы был распространен гораздо слабее. Принято считать первой русской художественной афишей литографию А. Агина "Сто рисунков к поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" 1846 г". Однако, по мнению исследовательницы русского плаката Н. И. Бабуриной [5], в Российской Центральной государственной библиотеке им. В. И. Ленина хранятся две интересные гравюры рекламного характера. Их сюжеты типичны для русского лубка нач. XIX века: в одном случае изображены крестьяне на лоне природы, в другом - вид Москвы с характерным силуэтом колокольни Ивана Великого. Текст сообщает: "Самые лучшие шляпы". Эти самые ранние из известных гравированных афиш, по существу, означают первую веху в предыстории плаката. К сожалению, другие художественные афиши подобного рода неизвестны.

Популяризация художественного плаката вызвала интерес коллекционеров. Складываются первые собрания русских плакатов, проходят публичные выставки. В 1897 году в Санкт - Петербурге Императорским обществом поощрения художеств была устроена международная выставка плакатов. В истории русского плаката — событие огромной важности, первое публичное выступление мастеров нового жанра графики, первый общественный смотр его достижений. Выставка собрала более семисот произведений тринадцати стран. Наибольшим количеством, более двухсот работ, была представлена Франция; около ста листов прислали мастера Германии и США, чуть меньше - Великобритании. Русский раздел включал всего 28 афиш. После выставки вышел иллюстрированный каталог с наиболее интересными работами.

Среди русских художников конца XIX - начала XX в.в. выделялись своим творчеством: В. А. Андреев, И. Порфиров, С. С. Соломко, И. С. Галкин, И. Я. Билибин, В. А. Серов, К. А. Сомов и др.

В 1901г. был выпущен первый русский политический плакат. Период первой русской революции (1905-1907гг.), втянувший в орбиту политической борьбы рисунок, журнальную графику, открытку, не стал этапным для плаката; его потенциальные возможности политического агитатора не были реализованы, он, по-прежнему, обслуживал сферу торговли, оповещал о выставках, балах и книгах.

К периоду первой мировой войны относится распространение нового вида плакатного искусства - политического плаката. Наиболее известны плакаты художников: В. М. Васнецова, Л. О. Пастернака и др. В 1914-1917 гг. плакатная продукция значительно увеличилась, и обособился жанр плаката с социальной проблематикой, художники: А. Архипов, В. Васнецов, К. Коровин, П. Жидков и др.

В среде художественного рекламного плаката начинают выделяться афиши молодого кинематографа.

В Крымском Республиканском Краеведческом музее хранится обширная и разнообразная по хронологической и тематической направленности коллекция плакатов. В ней насчитывается более 2 300 экземпляров.

Собрание хронологически делится на разделы:

1) рекламы, афиши начала XX века;

2) плакаты Гражданской войны и первых годов Советского государства;

3) плакаты 1930-1940 гг.;

4) плакаты Великой Отечественной войны;

5) плакаты 1946-1980 гг.;

6) плакаты эпохи перестройки 1986-1992 гг.;

7)  плакаты Украины и Крымской автономной Республики 1990-х годов и нашего времени.

Тематика плакатов разнообразна и мы предлагаем выделить общие разделы:

1) политический плакат;

2) агитационный плакат;

3) информационный плакат;

4) рекламный плакат;

5) афиша.

При этом в каждом разделе, в свою очередь, предполагается собственная внутренняя градация.

Самые ранние из реклам и афиш нач. XX в. в коллекции - это торговая реклама кондитерской и пряничной фабрики братьев И. и Г. Елевтериади г. Севастополя, выполненная в литографии В. Якубовича г. Симферополя; афиша-программа "Суворовского вечера" Александрийского театра 12.02.1900 г; афиша масленичного репертуара 1906 г. Симферопольской группы или труппы?,    напечатанная в типографии С. Спиро Симферополя; киноафиша 1912г. о демонстрации фильма в кинотеатре Лотос.

Основная часть коллекции КРКМ состоит из плакатов Советского периода.

В 1918 году партия большевиков первая оценила политическое и агитационное значение плаката. Детище своей эпохи, плакат впитал в себя напряжение и неоднозначность происходивших событий: голод и разруха в промышленности, на транспорте, борьба с прежним укладом и мировоззрением, введение самых различных новшеств в политической, культурной и социальной жизни.

Массовый советский политический плакат появился в 1918 году в разгар гражданской войны. Он становится действенным средством революционной агитации и пропаганды. Регулярно в газетах того времени печатались критические статьи, которые формировали стиль плаката. Издавались плакаты более чем в семидесяти городах страны, на многих языках. Первым начал их выпуск ВЦИК [6]. При нем в 1918 году было организовано агентство Центропечать, имевшее свои отделения во многих городах. В 1919 году начал выпускать плакаты Литиз агитотдел Политуправления Реввоенсовета Республики и политуправления армий, а в 1920 году организуется единое Государственное издательство, в которое вливается Центропечать со своими отделениями.

Росло количество художников, привлекавшихся к созданию плакатов, но, к сожалению, многие из них остались неизвестны: в эти годы плакаты издавались без указания авторства [7].

В плакате проявлялось непосредственное, а порой и трогательно-наивное восприятие жизни в первые годы Советской власти. Весьма близки плакаты жанрового характера и живописи и иллюстрации. Колоритные герои, обилие бытовых деталей, порой неожиданная трактовка образов, простота и наглядность изображения, сопровождающие стихи - все эти качества присутствуют во многих плакатах, изданных в первые годы Советской власти.

Конечно тон, тематику, идейное содержание определяла политика. Плакат имел откровенно классовый, партийный, активный характер.

В коллекции Крымского республиканского краеведческого музея хранятся самые разнообразные образцы плакатного искусства 1918-1921 гг.: "Манифест барона фон Врангеля" (1920 г.), "Деникинская банда", "На коня, пролетарий", "Нерешительный Митюха" (1919 г.) и др.

Большой интерес представляют факсимильные издания плакатов 1919 г., выпущенные в 1967году: "Сейчас беднее нас нет", "Ты записался добровольцем" (художник Д. Моор), "Оружием добили врага, трудом мы добудем хлеб. Все за работу, товарищи!"

Наиболее ранние советские плакаты в коллекции относятся к 1918 году: "Народовластие в древней России", издательство ВЦИК; "Цар пiп i куркуль" (вариант на украинском языке), а также - на русском, позднее на польском, татарском, чувашском, латышском и эстонском языках.

Среди плакатов хранится одна из известнейших работ Дени "Антанта под маской мира" 1920 год. Интерес вызывает целый набор плакатов "Азбука революции 1917 25 октября - 7 ноября 1921гг." Издание политического управления Харьковского военного округа. В 24-х плакатах этого набора прослеживаются основные события первых лет революции и гражданской войны: подписание Брестского мира, поход Деникина в Крым и др.

В представленной статье мы преднамеренно ограничились обзором лишь одного раздела коллекции "Гражданская война и первые годы Советского государства", задача по дальнейшему изучению коллекции плакатов стоит в плане последующей работы музея.

 

Примечания:

1. Большая Советская Энциклопедия. - М, 1975., т 19. - c.613

2. Демосфенова Г., Нурок А., Шантыко Н. Советский политический плакат. - М, 1962., с. 19

3. Бабурина Н.И. Русский плакат. - Л, 1988., с.18

4 Брокгауз Р.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь.

5. Бабурина Н. И. указ. coч. - с. 23

6. История русского и Советского плаката. - М, 1989. - с. 334

7. Демосфенова Г., Нурок А., Шантыко Н., указ, соч. - с. 29

Заинтересовался? Поделись в соц. сетях!

Инстаграмм

Музей на Facebook

Присоединяйтесь!

Одноклассники

Присоединяйтесь!

Вконтакте