МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ГБУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ТАВРИДЫ»
Новости Музея - Центральный музей Тавриды, Республика Крым
Вторник, 02 марта 2010 07:53

Концерт - трио «Провинция»

provincia_4006 марта прошел концерт трио "Провинция"

 

 

В научной библиотеке «Таврика» им. А.Х. Стевена Центрального музея Тавриды открылась выставка из цикла «Крым в лицах и биографиях», приуроченная к двум датам: 190-летию пребывания А.С. Пушкина в Тавриде и к 205-летию со дня рождения Н.Г. Чернецова.

В творческом наследии двух гениев Крым оставил глубокий след. Александр Сергеевич Пушкин воспел «полуденный край» в поэме «Бахчисарайский фонтан» и многих стихах, а Никанор Григорьевич Чернецов запечатлел Крымский полуостров более чем в 300 работах, выполненных акварелью, карандашом, сепией.

В отличие от А.С. Пушкина, гостившего в Крыму с 13 августа по 14-15 сентября 1820 г., Никанор Григорьевич Чернецов пробыл здесь три с половиной года (1833-1836). География передвижений художника по Крыму была крайне обширна: Ореанда, Массандра, Симеиз, Балаклава, Гурзуф, Мшатка, Мухалатка, Артек, Алупка, Гаспра, Инкерман, Бахчисарай, окрестности Керчи и Феодосии.

К сожалению, старший брат Н.Г. Чернецова художник Григорий Григорьевич Чернецов не смог разделить с младшим братом радости поездки по Таврической земле, так как был занят созданием картины «Парад по случаю окончания военных действий в царстве Польском 6-го октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге». А ведь мечта о посещении Крыма занимала в то время обоих художников.

На выставке показаны 13 репродукций с работ Н.Г. Чернецова. Некоторые из них написаны во время пребывания художника в Крыму: «Фонтан слез в Бахчисарайском дворце», «Вид у подножия Аю-Дага», «Фонтан в Артеке» и т.д. Некоторые – после, например, «Вид Каралезской долины на Южном берегу Крыма». Интересна работа под названием «Пушкин в Бахчисарайском дворце», написанная в 1837 году. Здесь вид Бахчисарайского дворца выполнил Никанор Григорьевич, а фигуру Пушкина, облокотившегося на колонну, написал Григорий Григорьевич Чернецов. Также в экспозиции показана репродукция с живописного полотна «Мастерская художников братьев Чернецовых» (1828) работы А.В. Тыранова.

В отличие от Н.Г. Чернецова, Александр Сергеевич Пушкин почти все время своего недолгого  пребывания в Крыму провел в Гурзуфе. Красота и уют этих мест оставили свой глубокий след в творчестве поэта.

Тема пребывания А.С. Пушкина в Крыму была интересной для исследователей XIX века и остается актуальной до сих пор. Поле для научной деятельности огромно.

На выставке в «Таврике» представлены два интереснейших издания «Бахчисарайского фонтана». Первое из них «увидело свет» в 1892 году в Санкт-Петербурге. Книга заключена в картонный переплет, обтянутый зеленой кожей с золотым теснением. Издание имеет пояснение такого содержания: «Настоящее издание «Бахчисарайского фонтана» иллюстрировал художник С.С. Соломко. Хромолитография, изображающая вид Ханского дворца в Бахчисарае, есть факсимиле рисунка на тарелке, принадлежавшей императрице Екатерине II. Отрывок из «Путешествия по Тавриде» И.М. Муравьева-Апостола приложенный к Бахчисарайскому фонтану изд. 1824, мы перепечатали и иллюстрировали его, перепечатали и отрывок из письма Пушкина к Дельвигу, явившийся в 3-м издании «Бахчисарайского фонтана». Четыре рисунка, помещенные в конце настоящего издания – точные копии с рисунков, украшавших второе издание этой поэмы (1827 г.)». Второе – московское издание поэмы 1899 года. Книга имеет картонный переплет в коричневой коже с изображением девушки, наклонившейся к источнику. Иллюстрации к этому изданию «Бахчисарайского фонтана» принадлежат кисти художника В.Я. Суреньянца. Начинается книга с посвящения: «Профессору Ивану Константиновичу Айвазовскому иллюстрации в этом издании с глубочайшим уважением посвящает Вардрес Суреньянц».

Однако наиболее ценным экспонатом в «Таврике» является первое издание «Бахчисарайского фонтана», вышедшее в Москве в 1824 году. Если говорить о библиографической ценности представленных источников, то нельзя не упомянуть «Современник, литературный журнал, издаваемый Александром Пушкиным» (СПб, 1836 г.). Из ранних изданий стоит отметить и второй том «Сочинений» Александра Сергеевича Пушкина 1838 г., в котором помещена поэма «Бахчисарайский фонтан».

Из пушкиноведческих трудов особый интерес представляют «Пушкин в Крыму и Крым в произведениях Пушкина» (Симферополь, 1887) А.И. Маркевича, «Память о Пушкине в Гурзуфе» (СПб, 1913) А.Л. Бертье-Делагарда. Свои исследования о пребывании А.С. Пушкина в Крыму публиковали авторы: Недзельский Б.Л. (Пушкин в Крыму. – Симферополь, 1929), Коцюбинский С.Д. (Пушкин в Крыму. – Симферополь, 1937) и т.д. Статьи об этом периоде помещались в Известиях Таврической ученой архивной комиссии (№ 30, 31), в «Русском архиве» (1902, № 5-6), в ежемесячном историческом издании «Русская старина» (1912, Кн. 4).

 В 1949 г. в нашем государстве праздновался 150-летний юбилей со дня рождения А.С. Пушкина. К этому событию в Симферополе в помощь культработникам был издан сборник материалов под названием «А.С. Пушкин. К 150-летию со дня рождения». Пребыванию Александра Сергеевича в Крыму был посвящен целый ряд мероприятий. Например, читательская конференция, книжная выставка, литературно-художественный вечер.

Выставка в «Таврике» призвана познакомить современного зрителя и читателя не только с раритетными изданиями произведений Пушкина и исследованиями о нем, но и дать представление о том, насколько огромен интерес к А.С. Пушкину у современных авторов, призвана дать представление о замечательных и интересных книгах, издаваемых об Александре Сергеевиче в наши дни.

Гаврилюк Марина,

библиотекарь научной библиотеки

«Таврика» им. А.Х. Стевена

Центрального музея Тавриды

 

 

 

Воскресенье, 14 февраля 2010 22:59

Единое поле взаимодействия

 Акцией «Единое поле взаимодействия» поэт Светлана Левантович и фотохудожник Игорь Нещерет продолжают культурно-просветительскую программу «Образы человеческого общения» Межуниверситетской Кафедры ЮНЕСКО «Философия человеческого общения» (г. Харьков).19 февраля в Центральном музее Тавриды прошли презентация книги и открытие фотовыставки, посвященные Всемирному дню родного языка,  который ежегодно (c 2000 г.)  празднуется по инициативе ЮНЕСКО  21 февраля для содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.  

Акцией «Единое поле взаимодействия» поэт Светлана Левантович и фотохудожник Игорь Нещерет продолжают культурно-просветительную программу «Образы человеческого общения» Межуниверситетской Кафедры ЮНЕСКО «Философия человеческого общения» (г. Харьков).

 

Воскресенье, 14 февраля 2010 22:59

Византия: величие и повседневность. Бонн.

bonnБонн. Выставочный комплекс ФРГ 26 февраля – 30 июня 2010 г.

Центральный музей Тавриды принимает участие в крупной международной выставке «Византия: величие и повседневность», которая открылась 26 февраля 2010 г. в Боннском выставочном комплексе ФРГ. В проекте участвует около ста крупнейших музеев из Германии, Италии, Франции, Турции, России и других стран.

Вниманию посетителей  представлено богатейшее культурное наследие Византийской империи IV – XIV в.в. Все это время южная часть Крыма была составной частью византийского государства.

Центральный музей Тавриды представил в Германии 36 экспонатов, главным образом предметы археологии.

Воскресенье, 14 февраля 2010 22:50

Лев украинского садоводства

simi15 февраля в читальном зале открыта выставка «Лев українського садівництва», посвященная 155-летию со дня рождения Льва Платоновича  Симиренко (1855-1920).

Украинский ученый-помолог и садовод создал в родном с. Млиево Черкасской области маточный коллекционный сад – один из богатейших в Европе. Вывел всемирно известный сорт яблок – ренет Симиренко.

Выходец из старинного казацкого рода, он родился 18 февраля в семье известного купца. Окончил гимназию в Одессе, студент Санкт-Петербургского, Киевского, Новороссийского  университетов. С 1879 по 1886 гг. отбывал ссылку в Сибири. Здесь он создал оранжерею, преобразовал в Красноярске городской парк. Благодаря настойчивости матери, семье Л.П. Симиренко разрешили поселиться в родной усадьбе, где в 1887 г. был  создан знаменитый Млиевский плодовый питомник. За 25 лет  в двух его садах насчитывалось более трех тысяч сортов плодовых, ягодных, ореховых и цветочно-декоративных растений. В Крым впервые Лев Платонович приехал в 1888 г. на лечение. Но вместо этого посвятил свое время изучению местного садоводства. Он пишет статьи и книги о старинных сортах яблок и груш. В 1908 г. рукопись фундаментального труда «Крымское промышленное плодоводство» получает высшую награду – Большую золотую медаль Всероссийского императорского общества садоводства. Благодаря Симферопольскому отделу этого общества, в 1912 г. был опубликован первый том труда Л.П. Симиренко. В рождественские праздники 1920 года Лев Платонович был зверски убит в своей усадьбе. Архив Симиренко частично погиб в первую мировую войну, частично был сожжен в 1933 г. при аресте сына ученого, Владимира Львовича Симиренко. Благодаря огромному подвижническому труду ученого-симиренковеда Петра Васильевича Вольвача, первый том «Крымского промышленного плодоводства» был переиздан в 2001 году, второй том увидел свет в 2008 году. «Книга станет лучшим украшением библиотек, настольной книгой плодовода, своего рода «Библией» плодоводства, драгоценным подарком и наградой..», - писал журнал «Плодоводство в 1912 году.

На выставке представлено более 50 источников, в том числе раритетное издание «Опыт исследования крымского промышленного плодоводства и плодоторговли (Одесса, 1891 г.) с штампом плодового питомника Л.П. Симиренко. Интерес вызывает сообщение Симферопольского общества садоводства о милостивейшем принятии 25 апреля 1912 года труда Л.П. Симиренко «Крымское промышленное плодоводство» государем императором Николаем II во время пребывания его в Симферополе. Здесь же список книг из фондов библиотеки «Таврика», с которыми Симиренко хотел заниматься во время подготовки своего труда. Большая часть современной литературы, представленной на выставке,  – исследования П.В. Вольвача о роде Симиренко: четырехтомник  о жизни и деятельности Льва Платоновича, журнальные и газетные статьи.

 

 

Заинтересовался? Поделись в соц. сетях!

Инстаграмм

Музей на Facebook

Присоединяйтесь!

Одноклассники

Присоединяйтесь!

Вконтакте