Приглашаем посетить наши ресурсы!

power1   power3  youtube logo x
 3D-экскурсия 1 этаж   3D-экскурсия 3 этаж  Наш канал на YouTube
Новости Музея - Центральный музей Тавриды, Республика Крым
Четверг, 30 апреля 2020 19:19

Оживают страницы Памяти

Накануне 75-летия Великой Победы на Стене Скорби Мемориала жертвам фашистской оккупации Крыма 1941-1944 гг. «Концлагерь «Красный» выгравированы 32 новые фамилии - персоналии узников, погибших в застенках концлагеря.

Судьбы крымчан в годы самой страшной из войн 20 века различны: бои с врагом на фронте, борьба с захватчиками в партизанских отрядах и подпольных группах, труд в тылу. Сегодня мы вспоминаем каждое из имен Героев, а также скорбим о тех, кто был замучен в концлагерях, застенках гестапо, расстрелян в безвестных рвах.

Увековечение на мемориале имен крымчан, погибших в концлагере «Красный», было предусмотрено автором проекта комплекса Пивоварчиком М.А. и начато по инициативе руководства Республики Крым накануне 70-летия Победы.

8 мая 2015 года, в день торжественного открытия Мемориала, на Стене Скорби увековечено 201 имя. В последующем ежегодно этот скорбный список дополнялся новыми именами и фамилиями. 2020 год не стал исключением - 32 новые персоналии обрели свое место на скорбной стене комплекса.

С 2015 по 2020 год на граните Стены Скорби высечено 1018 фамилий, имен и персоналий советских граждан - жертв фашизма.

Каждая строка - это не только оборванная войной жизнь, но и свидетельство неравнодушного отношения крымчан к памяти о своих родных и близких, итог кропотливой работы сотрудников Центрального музея Тавриды, крымских историков.

У каждого из имен – своя история и свой «путь» к увековечению. Основой для формирования списка 2020 года стали опросные листы родственников павших и исследование историка Михаила Кизилова, одним из неожиданных результатов которого стало обретение именем «Гриша», ранее увековеченным на Стене Скорби, фамилии - Чубарев…

 

Персоналии, увековеченные на Стене Скорби Мемориала. (2020 год).

 

  1. Айрапетов А.А.

  2. Акимов

  3. Байрамов А.

  4. Бернгардт В.М.

  5. Биктимиров А.

  6. Геледиков П.Е.

  7. Глазова М.С.

  8. Глазова Ч.С.

  9. Гришин А.

  10. Давлятан Г.Н.

  11. Джепарова М.

  12. Курталиди Г.Д.

  13. Кутерман М.М.

  14. Кюпелян Г.К.

  15. Листовничая Н.М.

  16. Литвиненко И.

  17. Михайловская Р.С.

  18. Нересян С.

  19. Павленко П.

  20. Панченко П.

  21. Парчинская Г.Л.

  22. Пиастро М.Д.

  23. Сипченко Л.И.

  24. Султанов А.С.

  25. Тарасов С.Г.

  26. Таушев В.

  27. Топал А.М.

  28. Уманская

  29. Чекалина Г.И.

  30. Чобанян М.Г.

  31. Чубарь Г.К.

  32. Шаматовский

ТАЙНЫ БИБЛИОТЕК

ВЫПУСК 3: ЛИТОГРАФИИ КРЫМСКОЙ ВОЙНЫ ВИЛЬЯМА СИМПСОНА

Почему Симпсон несколько раз перерисовывал «Атаку легкой бригады»? Чем был недоволен лорд Кардиган?

Крупноформатные альбомы в переплете красной кожи, орнаментированные золотым тиснением, с круговым золотым обрезом. Экслибрис-наклейка на форзаце: «Собственная Его Величества Библиотека. Ливадийский Дворец» указывает на то, что раньше эти альбомы находились в личной библиотеке Николая II в Ливадийском дворце.

«Театр Восточной войны» – альбомы цветных литографий британского художника и военного корреспондента Вильяма Симпсона. Он находился в Крыму почти во все время Крымской войны. Более 80 акварелей были сделаны на местах боев. Эти изображения Крымской (Восточной) войны, изданные в 1855 году в Лондоне, считаются лучшими в истории.

Воскресенье, 26 апреля 2020 21:33

ЗАГАДКИ СТЕЛЫ, НАЙДЕННОЙ В 1942 ГОДУ

Есть в музее экспонат, который меньше всего заподозришь в связи с событиями Великой Отечественной войны. Я говорю о стеле с городища Кермен-Кыр.

Поселение датируется промежутком с 3 века до н.э по 2 век н.э. Располагалось поселение в пределах возвышенности, плоская вершина которого была огорожена двумя линиями крепостной стены с башнями, люди, жившие в округе, археологически относились к так называемому познескифскому кругу, а в политическом, хозяйственно-бытовом отношении – к Боспорскому государству. Укрепления поселения возводились еще в 3 веке до н.э., а исследованные на территории гончарная печь и фундамент здания – к 1 веку до н.э. – 1 веку н.э. Большие зольники формировались вплоть до 3 века н.э. Полномасштабные раскопки на городище не проводились, поэтому можем только предполагать, что в историческую бытность эта территория была заселена неравномерно, вероятно, население предпочитало плодородные земли округи. Эти земли через многие века вошли в хозяйственный комплекс богатого советского совхоза «Красный».

Печальная слава совхоза во время фашистской оккупации Крыма известна всем (здесь используя многочисленные бараки-птичники, был устроен крупнейший лагерь смерти). Вот и первая, пока еще косвенная, связь стелы с войной.  А находка стелы уже непосредственно связана с солдатами оккупантами. В 1942 году при рытье траншей (какие-то работы вокруг территории концлагеря) они обнаружили большую каменную плиту с рельефным изображением. Находка быстро стала сенсацией, событие подробно было описано в газете «Голос Крыма», стелу привезли в музей и организовали бесплатный просмотр с рассказом-лекцией маститого немецкого археолога. По затее этот экспонат должен был положить начало успешным археологическим исследованиям великой Германии, но, как известно ничего сенсационного найти больше не удалось. Кстати как немецкие ученые интерпретировали рельефы на стеле тоже не известно. Единственно, они сразу определили, что стела является надгробной плитой и на ней изображены всадники и пеший воин.

В 1950-е годы городище Кермен-Кыр было обследовано, могильника так инее нашли (что до сих пор является одной из загадок городища), стела обмерена, изучена и опубликована (Дашевская О.Д. Скифское городище Красное (Кермен-Кыр) // КСИИМК, вып.70, М., 1957, С. 114 – 117). Она надолго поселилась в тесном лапидарии Краеведческого музея на Пушкинской улице. В 1990 году музей переехал в здание напротив и в пустоватом, непривычном для музейщиков просторном холле решили выставить лучшие экспонаты из лапидарной коллекции. Еще много лет стояло в холле каменное изваяние с этикеткой, которая гласила, что это стела позднескифская надгробная с рельефным трехъярусным изображением: всадник, сражающийся с пешим воином; собаки, бегущие по мертвому телу; скиф в полном вооружении на коне перед идолом в степи. Интерпретацию пересказывать не буду – в изображении усмотрели визуализацию известной геродотовой легенды о борьбе трех братьях-скифах.

Но верхний менее сохранившийся рельеф не давал покоя особо въедливым музейщикам – конь, вернее его фрагмент, казался уж очень могучим, да и шея – слишком тонкой и длинной. Все это как-то не сочеталось с искусным изображением коня в нижнем ярусе. Наконец, глазастый директор музея усмотрел главное анатомическое несоответствие псевдоконя – передние лапы вывернуты не так как у копытных, скорее как у кошачьих. Вот тогда всё стало понятно: рельеф, практически барельеф, представляет собой вовсе не коня, а грифона – мифического животного с телом льва, головой и крыльями орла. После пришлось серьёзно покопаться в проблемах иконографии позднеантичной и эллинистической культуры Северного Причерноморья, всё это можно представить в многостраничной статье, но мы приведем краткий и лаконичный текст этикетки, которая теперь сопровождает этот экспонат.

Стела надгробная, II век н.э.; известняк, резьба по камню, высота 160 см;

городище Кермен-Кыр, с. Мирное, Симферопольский район, случайная находка, 1942 г.

Произведение монументального искусства относится к кругу так называемых позднескифских рельефов времени Боспорского государства.

Стела изготовлена в виде прямоугольной плиты, изображение подчеркнуто фронтальное, только на лицевой стороне, оборотная сторона обработана грубо. В древности поверхность была заглажена, ныне верхняя часть стелы и частично рельеф утрачены вследствие природного воздействия. Все изображения сделаны в технике рельефа. Общая композиция трехъярусная, обрамленная рамкой.

Изображение верхнего яруса сохранилось частично, гипотетически здесь представлена следующая сцена: божество Аполлон-Дионис верхом на грифоне поражает копьем стоящего перед ним пешего воина. Под лапами грифона лежит тело человека. При этом во всей композиции изображен один человек, только в разных фазах времени, то есть герой, который недавно стоял, закрываясь щитом от стрел и копий божества, теперь лежит павший. Подобные визуализации динамичного повествования встречались в искусстве со времен античности, но широкое распространение получили в раннее средневековье. Изображение рисует образ быстрой, внезапной и лёгкой смерти, даруемой богом герою.

В центральном ярусе – та же, что и выше фигура умершего, только теперь по нему бегут собаки. Это характерная и символичная картина, соотносимая с классической сценой терзания в скифском искусстве, которая выражает смерть как таковую.

Изображение нижнего яруса сохранилось лучше: всадник, вооруженный двумя копьями, с зачехленным луком у седла, едет к каменному идолу. Сцена является кульминацией всего повествования: умерший герой на том свете едет на встречу с предком, образ которого передан через изображение древнего изваяния-надгробия.

Рельефы стелы своей излишней дословностью и детализацией указывает на руку греческого, пантикапейского, мастера. Стела относятся к эпохе политического и культурного давления Боспорского царства на скифский мир и характеризуют общую эллинизацию населения.

Будете в Центральном музее Тавриды присмотритесь к стеле из Кермен-Кыра, и вы увидите, что шея грифона длинная покрыта подобием чешуи, а вверху сохранился фрагмент раскрытого клюва, ноги грифона как и положено оканчиваются не копытами, а мощными лапами, и если еще присмотреться то можно заметить плохо сохранившейся длинный закрученный кольцом хвост.

Подробнее об иконографии экспоната можно прочитать: Мальгина М.Р. Загадки стелы с городища Кермен-Кыр // Труды всероссийской научно-практической конференции «История Крыма в научных исследованиях и музейных собраниях. К 205-летию Феодосийского музея древностей»  – Феодосия, 2017, С. 26 – 32

ТАЙНЫ БИБЛИОТЕК

ВЫПУСК 4: «БОЖЕСТВЕННЫЕ» ЖЕМЧУЖИНЫ «ТАВРИКИ»

Поэзию и драму, биографические сведения и пророчества — все вмещает в себя Библия. Она дает успокоение в горе, решение жизненных проблем, духовную зрелость, так необходимую для преодоления наших забот.


Библия переведена более чем на 1200 языков. В фонде библиотеки имеются библии на древнееврейском, турецком, французском языках. Но три библии на французском языке дороги именно как шедевры книгоиздания. Они примерно одного формата (40х28 см), одинакового объема (каждое издание в 2-х томах по 900 страниц), роскошно изданы.


Самой старой из них исполнилось 350 лет. Издана она в Амстердаме Луи и Даниэлем Эльзевирами в 1669 году и названа «Святая Библия, которая содержит Ветхий и Новый Завет. Новое издание, сделанное по женевской версии, пересмотренное и исправленное. Обогащенное, кроме древних комментариев, заметками из фламандской Библии, заметками Диодати и других». Основной текст расположен в середине листа, более мелким шрифтом в виде обрамления идут комментарии к тексту. Иллюстраций нет, только несколько карт с изображением рая, стран, населенных патриархами и святыми. Карты оживляются забавными рисунками, иллюстрирующими священное писание.


Изящный шрифт, изображение Минервы и маслины, девиз «Ne extra oleas» доказывают подлинность эльзевировского издания. Эльзевиры — знаменитая семья голландских типографов-издателей XVI-XVII столетий. Их стиль выделяется неповторимой красотой, всегда узнаваем и высоко ценим знатоками, особенно латинские издания «ин-12». После смерти последнего из Эльзевиров писали: «Его смерть — общественная потеря. В его лице сошел со сцены последний выдающийся представитель нидерландского печатного дела».


Вторая Библия (1866 г.) на французском языке ценна рисунками Густава Доре. 119 гравюр украшают «Священное писание. Новый перевод с латинского перевода Библии, сделанный Ж.-Ж. Бурассе и П. Жанвье, канониками архиепископской церкви в Туре». Издательство «Альфред Мам и сыновья» не ограничилось иллюстрациями Доре. Две колонки текста на каждой странице разделяются изумительными орнаментациями Г. Джакомелли. Его виньетки в виде подсвечников, хоругвей, растительного орнамента изящны, объемны и разнообразны.


Более позднее, но самое роскошное издание Библии на французском языке подготовлено литературным институтом «Космос» (Париж, Лейпциг, Вена) и вышло в Вене в 1903 году. Издание распространялось в книжном магазине в Париже, Переплет его имеет вид иконы в окладе, сцены из писания обрамлены растительным орнаментом с тиснением и позолотой. Золотой обрез со всех трех сторон; по четырем углам переплета остались места, где, очевидно, помещались самоцветы. Ажурная металлическая застежка, плотная белая бумага и 126 цветных хромолитографий шедевров великих мастеров делают эту Библию поистине бесценной и достойной восхищения книголюбов. «Золотая книга христианского откровения», — назвали издатели свой труд. Первый том - Ветхий Завет — вышел под авторством Сертиланжа, доминиканца, доктора теологии, профессора философской морали в католическом институте в Париже.

Автор второго тома — Нового Завета — Дидон, доминиканец, профессор теологии.


Венская типография Фредерика Гаспара выпустила настоящее произведение искусства на высочайшем полиграфическом уровне. Часами можно рассматривать хронику святого семейства, иллюстрированную знаменитыми картинами.


Приглашаем к просмотру и вас!

В 2016 году глава законодательной власти Крыма Владимир Константинов выступил с инициативой закладки на одном из мест сожжения замученных и расстрелянных узников концлагеря «Красный» Сквера Памяти. Идея нашла поддержку в ходе интерактивного голосования, и благодаря средствам, пожертвованным жителями 21 региона Российской Федерации, в короткие строки было начато и завершено его строительство.

Открытие Сквера Памяти состоялось 6 мая 2016 года.

В период нацистской оккупации Крыма 1941-1944 гг. фашисты и их сообщники из числа изменников Родине, стремясь скрыть следы преступлений, сжигали тела расстрелянных на специально оборудованных для этой цели кострах. Одна из таких площадок - верхний участок совхоза "Красный", у птицефермы, который определен в материалах Государственной чрезвычайной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников как «край абрикосового сада совхоза «Красный» - и стала местом сооружения Сквера Памяти.

Площадка сквера выложена черно-серым камнем, символизирующим выжженную землю и пепел. В сквере и по его периметру высажены краснолистные клены, как символ пламени, в котором сжигали тела узников. Мемориальная инсталляция - бревна на рельсах, установленных на камнях – напоминание о варварском способе уничтожения тел замученных и расстрелянных.

В ряде случаев расправы и сожжение тел проводились в один день, на этом месте.

В дни массовых расстрелов таким же массовым становилось и сожжение тел узников. В ясную погоду с территории сквера вдали видны очертания Чатырдага. Возможно, это было последнее, что видели обреченные за несколько мгновений до гибели…
Страница 9 из 316
Заинтересовался? Поделись в соц. сетях!

Инстаграмм

Музей на Facebook

Присоединяйтесь!

Одноклассники

Присоединяйтесь!

Вконтакте

We use cookies on our website. Some of them are essential for the operation of the site, while others help us to improve this site and the user experience (tracking cookies). You can decide for yourself whether you want to allow cookies or not. Please note that if you reject them, you may not be able to use all the functionalities of the site.