Таврика в XI – XIII веках

Опубликовано в Прошлое Тавриды

В середине XI в. в Северное Причерноморье и Крым хлынула новая волна тюркоязычных кочевых племен – половцев-команов, которые сменили печенегов.

Половцы не создавали постоянных поселений, только на зиму  образовывали небольшие таборные стойбища – зимники. Основным типом захоронений, как и для большинства кочевников, были подкурганные погребения, для чего использовались уже существующие курганы. На вершинах курганов традиционно устанавливались каменные изваяния – балбалы, зачастую имеющие портретные черты и реалистично изображенные костюмы. На площадках перед балбалами совершались ежегодные жертвоприношения предкам, что являлось центральным обрядом шаманской религии половцев.
Половецкие орды предпринимают набеги на Русь и Византию. В это же время крымские города и поселения облагаются ежегодной данью, своевременная выплата которой охраняла их от половецких набегов и позволяла довольно мирно существовать на протяжении столетия.

В 1222 г. разведывательная орда хана Чингизхана под командованием темников Джебе и Субедея, перебив значительное количество половцев, вторглась на территорию Таврики. 27 января 1223 года ими был разграблен город Сугдея – богатейший морской порт и международный торговый центр. После этого орда ушла и только в 1239 г. золотоордынцами был предпринят новый поход, после чего они прочно обосновались в Таврике.

Завоеванные ханом Батыем территории были объявлены Крымским Юртом – улусом или провинцией татаро-монгольского государства Золотой Орды. Столицей стал город Солхат, переименованным в Къырым, что на татарском обозначает – ров, вал, укрепление. Позднее, название перешло на весь полуостров. В Солхате находилась резиденция золотоордынского наместника и размещался монетный двор крымского улуса. Тогда же в Крымском улусе выделяется местная татарская знать с могущественными родами: Ширин, Мансур, Барын, Седжиут, Аргин, Кыпчак, Яшлау.

К середине XIII в. Солхат становиться довольно крупным городом, культурным, торговым и ремесленным центром. Одним из пунктов грандиозной торгово-транспортной системы Великого Шелкового пути. Через него следовали дипломатические посольства от Египетского султана к хану Золотой орды. В 1313 г., с провозглашением ханом Узбеком ислама государственной религией, Солхат становиться центром исламизации населения Крыма.

Прошлое Тавриды - схема экспозиции

Заинтересовался? Поделись в соц. сетях!

Инстаграм

Музей на Facebook

Присоединяйтесь!

Одноклассники

Присоединяйтесь!

Вконтакте