power1  power3 youtube logo x
     3D-экскурсия 1 этаж   3D-экскурсия 3 этаж  Наш канал на YouTube

 

Новости Музея - Центральный музей Тавриды, Республика Крым
Среда, 13 октября 2010 11:26

Книжная графика Н.С. Самокиша

Книжно-иллюстративная выставка, посвященная 150-летию со дня рождения Н.С. Самокиша: «Я вступил на путь иллюстрированной работы…». Выставка открыта в научной библиотеке «Таврика»

Дни крымчакской культуры в Крыму

«Крым, дорогая моя Родина!» (И. Сельвинский)

проведены Домом-музеем Ильи Сельвинского совместно с культурно-просветительским  обществом «Кърымчахлар».

Программа:
  • 16 октября    - Экскурсия в Севастополь. Страницы обороны 1941-1942 гг. 

  • 17 октября    - Экскурсия в Керчь по местам боев 51-й Армии. «Керчь! Ты — зеркало, где отразилась бездна» (И. Сельвинский),1941-1943 гг.

23 октября   -  Дом-музей Ильи Сельвинского. Литературная гостиная, тема: «Илья Сельвинский — сын крымчакского народа».

Ведущая — директор музея культурно-просветительского общества крымчаков Нина  Бакши.

  1. На расстрел (Отрывок из стихотворения И. Сельвинского «Я это видел») - Адель Бекташева (с. Гришино, Первомайский р-н)
  2. Крымчакские песни — Сервиназ Бекташева .
  3. О фольклоре крымчаков — Нина Бакши.
  4. Стихотворение «Козлик» на крымчакском языке - Тимур Бекташев .
  5. О крымчакских танцах  - Нина  Бакши.
  6.  Крымчакская «Хайтарма» - Антон Ужегов и Марина Липчак, артисты  театра танцев народов мира «Мозаика» (г.Евпатория).
  7. Студия молодых писателей «Хорошо!» с приветствием Дней крымчакской культуры.
  8.  Фоторепортаж и рассказ об  экскурсии по военным дорогам 51-й армии и местам событий, в которых участвовал военный писатель И. Л. Сельвинский в 1941-1942, 1943 годах (Севастополь, Керчь) — заведуюшая Домом-музеем Ильи Сельвинского Людмила Дайнеко. 

28 октября 1941 года немецкая армия перешла в наступление, продвигаясь вглубь Крымского п-ва. С частями 51-й армии , отходившей в направлении Феодосия-Керчь, уходила редакция армейской газеты «Сын Отечества», в рядах которой находился военный писатель Илья Сельвинский. Поэт прибыл в Крым 21 августа 1941 года. Защищал Крым, Кавказ, Кубань в 1941-1942, в 1943 годах. В музее хранятся копии военных дневников Сельвинского. Научным сотрудникам музея хотелось проехать теми дорогами, по которым шло отступление наших войск в сентябре-ноябре 1941, описанное Сельвинским, побывать в тех местах на Ак-Монайском перешейке, где проходила линия фронта весной 1942 года. Здесь Сельвинский участвовал в боевых действиях, в допросах военнопленных, ходил в атаку с 72-й казачьей Кубанской дивизией, встречался с бойцами Красной армии, находил сюжеты для своих стихов и статей.

3 ноября 1941 г. редакция «Сына Отечества» оказалась в Севастополе. Сельвинский надеялся , что станет защитником города, но в этот же день из Южной бухты на эсминце «Незаможник» редакция «Сына Отечества» переправилась в Керчь.

В Севастополе наша экскурсия посетила 35-ю батарею — мощное фортификационное сооружение береговой обороны Черноморского флота. 30 июня 1942 г. в 19 часов 30 мин. в одном из казематов 35-й батареи началось последнее заседание Военных советов Черноморского флота и Приморской армии. Командиру батареи было приказано обеспечить прикрытие эвакуации командного состава, что и было сделано. Взорвав 2 июля обе башни и силовую станцию, бойцы батареи держались до 12 июля 1942 г. С удивительными судьбами защитников 35-й береговой батареи научные сотрудники Центрального музея Тавриды и члены Крымского культурно-просветительского общества крымчаков «Кърымчахлар» познакомились благодаря экскурсоводам мемориального музея 35-й батареи.

7 ноября 1941 года редакция «Сына отечества» уже была в Тамани, в станице Запорожской. Вернулся в Крым Илья Сельвинский со вторым эшелоном десантников в январе 1942. 2 января наши войска, наступавшие от Керчи, были остановлены противником на рубеже Кият — Новая Покровка — Коктебель. Редакция «Сына Отечества» переправилась в Керчь 22 января. В это время фронт стабилизировался на линии Арабат, ст. Ак-Монай, Парпач. Здесь стояли части 44-й и 51-й армий. 28 января Кавказский фронт был реорганизован и создан Крымский фронт; в его состав  вошли 44-я, 47-я и 51-я армии.

22 января Сельвинский побывал в Багерове, где в противотанковом рву лежало несколько тысяч расстреляных мирных жителей Керчи и Керченского полуострова. Потрясенный, он пишет стихотворение «Я это видел». 17 октября 2010 года сотрудники Центрального музея Тавриды  вместе с крымчаками возложили цветы к памятникам, установленным на местах расстрела крымчаков и евреев в Керчи и у Багеровского рва; познакомились с Аджимушкайским мемориалом и работой поисковых групп, изучающих героические страницы выживания и борьбы с фашистами более 10 тысяч советских воинов и мирных жителей в 1942 году:

Кто всхлипывает тут? Слеза мужская
Здесь может прозвучать кощунством.
Встать!
Страна велит нам почести отдать
Великим мертвецам Аджи-Мушкая

(И. Сельвинский «Аджи-Мушкай», 1943)

Участвуя в событиях обороны Керченского п-ва, И. Сельвинский написал немало стихов и статей, рассказывающих о героической эпопее. В феврале-апреле 1942 г. И. Сельвинский выезжал на линию фронта, писал репортажи. Разыскал танк лейтенанта Тимофеева, экипаж которого 17 дней не выходил из машины: «танк налез на мину, наши отхлынули — и он остался на немецкой передовой. Пришлось притвориться мертвым и... терпеть. По ночам они открывали нижний люк, вылезали подышать. Один из них уходил к нашим за провизией, потом возвращался. На предложение замены экипаж ответил отказом» (из военного дневника И. Сельвинского). Героическому экипажу Сельвинский посвятил «Балладу о танке «КВ»».

Для частей Крымского фронта Сельвинский написал «Боевую Крымскую», композитор Родин — музыку. Певец Лапшин ездил по частям и передавал ее певцам с голоса. По заданию редактора газеты Сельвинский написал воззвание «К бойцам Крымского фронта». В день отступления из Керчи 12.05.1942 написал стихотворение «России». Напечатанное в «Красной Звезде», оно облетело все фронты. 16.05.42 — стихотворение «Нельзя отдавать Керчи». 19.05.42 сделал запись в дневнике: «С 18 на 19 летал ночью над Керченским полуостровом: … Наши части еще бьются! Окруженные врагом, преданные бездарными своими штабами, они не сдаются! Обреченные на гибель, лишенные помощи, они умирают с оружием в руках».

_MG_9708

В завершение экскурсии на горе Митридат В. Н. Гуркович ( ст. научный сотрудник Научного центра историко-краеведческих исследований и Свода памятников по АРК, лауреат Государственной премии Республики Крым, лауреат Премии им. Александра Бертье-Делагарда Крымского республиканского Фонда культуры, лауреат Международного открытого рейтинга популярности «Золотая Фортуна», заслуженный работник культуры АРК, историк, краевед, публицист, член Союза русских, украинских и белорусских писателей АРК) вручил гюйс (носовой флаг военных кораблей 1 и 2 рангов) — копию того, что был водружен на Митридате в январе 1942 года, после взятия советскими войсками Керчи, в  котором участвовал и военный писатель Илья Сельвинский. Гюйс украсит экспозицию музея Сельвинского, а рассказ о нем дополнит информацию о боях за Крым. .

Экспедиция по местам боев 51-ой армии и событий, в которых участвовал военный писатель Илья Сельвинский в 1941-1942, 1943 гг 

View the embedded image gallery online at:
https://tavrida-museum.ru/news?start=1645#sigProIda94f08424c

13 октября в научной библиотеке «Таврика» им. А.Х. Стевена Центрального музея Тавриды открылась книжно-иллюстративная выставка, посвященная 150-летию со дня рождения Н.С. Самокиша под названием «Я вступил на путь иллюстрированной работы…» (Книжная графика Н.С. Самокиша). На выставке представлено более 50 экспонатов. 7

В истории русского и мирового искусства книжной графики есть много достойных имен. Заслуженное место среди них занимает Николай Семенович Самокиш, «вписавший» свое имя в историю искусства не только как прекрасный живописец, мастер батальной живописи, но и как замечательный иллюстратор книг.

Н.С. Самокиш оформил огромное количество книг и журналов самого разнообразного содержания. Каждая отдельная иллюстрация – неповторимое произведение искусства.

Библиотека «Таврика» хранит подлинные жемчужины книгоиздательского искусства, которые Н.С. Самокиш проиллюстрировал либо полностью, либо частично.

Самая ранняя графически иллюстрированная работа Н.С. Самокиша из собрания «Таврики» - уникальное издание Г.И. Радде «23 000 миль на яхте «Тамара»: Путешествие Их Императорских Высочеств Великих Князей Александра и Сергия Михайловичей в 1890-1891 гг. в 2-х томах. Н.С. Самокиш выполнил к этой книге 456 иллюстраций по фотографиям, снятым во время путешествия фотографом яхты «Тамара», фактически за один год, будучи одновременно занятым рядом других работ. По художественному оформлению это издание -  одно из лучших технически совершенных образцов книжной графики своего времени.

В 1890-е гг. в Санкт-Петербурге выходит четырехтомный труд Н.И. Кутепова «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси»  - один из лучших образцов книгоиздания конца XIX – начала ХХ века. Кроме Николая Семеновича Самокиша, над оформлением второго тома работали В.М. Васнецов, К.В. Лебедев, И.Е. Репин, А.П. Рябушкин, Ф.А. Рубо, В.И. Суриков. Второй том, хранящийся в «Таврике», снабжен 44 иллюстрациями Самокиша, включая заставки, инициалы и концовки.

Для исследователей и любителей истории Крыма огромный интерес представляет сочинение А.П. Валуевой (Мунт) «Севастополь и его славное прошлое», ставшее ныне библиографической редкостью.  Основная часть сочинения посвящена событиям Крымской кампании, текст оживляют 34 рисунка Н.С. Самокиша.

В 1902 году, Н.С. Самокиш участвует в оформлении книги В.С. Кривенко «На Окраинах», 13-ти томного издания «Столетие Военного Министерства», в 1904 г. он выполняет рисунок  для обложки альбома «Виды полей сражений Крымской кампании 1854-1855 гг.», составленного на основе фотографий полковника В.Н. Клембовского.

Кроме книг, Н.С. Самокиш принимал участие и в иллюстрации журналов. Среди них был один из самых массовых иллюстрированных журналов о русско-японской войне – «Летопись войны с Японией».

В «Таврике» хранится одно из ряда роскошнейших изданий, выпущенных к 300-летнему юбилею царствования династии Романовых - «Подвиг 300-летнего служения России государей Дома Романовых» (1913 г.). В книгу вложен обширный материал по биографии царей и императоров из рода Романовых. Книга богато иллюстрирована портретами царствовавших особ, изображениями событий из истории Российского государства. В оформлении издания участвовал и Николай Семенович Самокиш. Его перу принадлежат четыре заставки, концовка и два рисунка, выполненных тушью.

Плодотворно работает Н.С. Самокиш и в советское время.

«Обложка работы Н. Самокиша» - с такой пометкой на переплете вышел в 1923 году «Путеводитель по Крыму» под редакцией профессора А.И. Маркевича, А.И. Полканова и профессора Н.Л. Эрнста, при участии У. Боданинского и др. Оформление книги предельно скромно. Художник выбрал для обложки небольшой участок побережья с уходящим в море мысом и деревом среди камней на первом плане.

View the embedded image gallery online at:
https://tavrida-museum.ru/news?start=1645#sigProId4495934ea8

Понедельник, 11 октября 2010 23:24

Выставка фотографий «На воздушном шаре»

14 октября 2010 года в 11-00 состоялось торжественное открытие фотовыставки «На воздушном шаре» На выставке  представлены работы фотохудожников Екатерины Гудошник и Натальи Оганисян:  Цель выставки показать как уникальны и неповторимы могут быть наши главные ценности – дети. Выставка будет работать ежедневно. Вход свободный.

13 октября в 15 часов  в научной библиотеке "Таврика" им. А.Х. Стевена Центрального музея Тавриды состоится открытие выставки "Я вступил на путь иллюстрированной работы...", посвященной 150-летию Н.С.Самокиша.
Заинтересовался? Поделись в соц. сетях!

Инстаграмм

Музей на Facebook

Присоединяйтесь!

Одноклассники

Присоединяйтесь!

Вконтакте

We use cookies on our website. Some of them are essential for the operation of the site, while others help us to improve this site and the user experience (tracking cookies). You can decide for yourself whether you want to allow cookies or not. Please note that if you reject them, you may not be able to use all the functionalities of the site.