Приглашаем посетить наши ресурсы!

power1   power3  youtube logo x
 3D-экскурсия 1 этаж   3D-экскурсия 3 этаж  Наш канал на YouTube
Новости Музея - Центральный музей Тавриды, Республика Крым
Воскресенье, 14 июня 2020 00:59

Неделя краеведа

Уважаемые читатели, исследователи, крымоведы!

Научная библиотека «Таврика» им. А.Х. Стевена предлагает с 15 июня посетить «День краеведа», пока виртуально.

В программе мероприятия:

День первый. Обзор новых книг о Крыме.

День второй. Отцы и дети. Крым в судьбе известных личностей (капитан Георгий Вислобоков и архитектор Лина Вислобокова).

День третий. Айн Рэнд против. Размышления по поводу.

День четвертый. Изданы в годы войны. Библиографический указатель аутентичных книг из фондов научной библиотеки «Таврика» им. А.Х. Стевена Центрального музея Тавриды.

Понедельник, 08 июня 2020 00:00

К Дню России

К Дню России научная библиотека «Таврика» им. А.Х. Стевена Центрального музея Тавриды представляет:

 

  • Мультимедийный ролик «Державный Дом Романовых и Таврида», составленный на основе раритетных книг и иллюстраций из фонда библиотеки, и раскрывающий историю Крыма сквозь призму истории правления Романовых. Вот как оценивал выдающийся ученый-крымовед Арсений Иванович Маркевич роль Романовых в истории Крыма: «Таврида была страной дикой, некультурной, жившей набегами на соседей, и особенно на Русь, — и вот со времени присоединения Крыма к России, произошло как бы сказочное преобразование этой страны, сделавшейся одной из культурнейших частей России. И этим превращением Таврида прежде всего обязана заботам о ней государей России, не жалевших средств для ее развития и благосостояния. Благодаря этим заботам и попечениям, здешний край, некогда грозный и враждебный России, сделался русским по жизни и духу» (21 февраля 1913 г.).

 

  • Статью Колесниковой Н.Н.«Под Августейшим покровительством». Благотворительные общества и организации, учебные заведения и другие учреждения Всероссийского масштаба, а также крымские объекты, связанные с Российским Императорским Домом Романовых.

200 лет назад, летом 1820 года Александр Сергеевич Пушкин с семьей Раевских совершил путешествие в полуденный край России, посетив Крым.

Для основного места пребывания был выбран, тогда ещё труднодоступный, южный берег Крыма. Пристанищем путешественников оказался дом в Гурзуфе, принадлежавший Арману дюку де Ришелье.

Впоследствии, этот небольшой дом переходил к другим владельцам: М.С. Воронцову, И.И. Фундуклею, которые несколько раз перестраивали его. Сохранились различные изображения 19 века интересующего нас дома. Центральный музей Тавриды располагает крупнейшей графической коллекцией с видами Крыма из архива Александра Львовича Бертье-Делагарда, в которой есть литография с видом дома Фундуклея в Гурзуфе. Литография была изготовлена по рисунку художника Никанора Чернецова, выполненному в 1836 году. На этой литографии есть карандашные пометки, сделанные рукой Бертье-Делагарда, вследствие чего можно утверждать, что автор исследовал её при написании своей знаменитой работы «Память о Пушкине в Гурзуфе».

Вашему вниманию мы предлагаем 3 исследования по этой теме:

Понедельник, 01 июня 2020 12:03

Всегда дети и Вечно юные…

Среди павших в нацистском концлагере на территории бывшего совхоза «Красный» немало детей. Это и младенцы, которым  не исполнилось и полгода, и  детишки постарше, и юные патриоты – пионеры и комсомольцы. Это и нерожденные дети…

Чтобы  убедиться в этом, достаточно вчитаться  в строки, выгравированные на  Стене Скорби Мемориала.

Символом детей, замученных и расстрелянных в застенках концлагеря, стала скульптура девочки, расположенная в центре главной аллеи мемориального комплекса. Сюда возлагают цветы  и игрушки их крымские ровесники, которые помнят  о подвиге павших за Родину. Именно эта скульптура чаще всего изображается юными художниками – посетителями мемориала.

Это – не единственное отражение трагедии детей, ставших жертвами нацистов и их пособников в годы военного лихолетья: высшая точка главного обелиска павшим узникам – ребенок, которого из чрева расстрельной ямы пытаются вытолкнуть  взрослые; чуть ниже – мать, прижимающая к себе свое дитя в надежде защитить его…

Оживают в памяти строки  стихотворения  Мусы Джалиля «Варварство»:

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня…

Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,

В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,—
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.
— Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! —
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? —

И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
— Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.—

И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…

В центре музейного зала Мемориала – символический «колодец смерти» – напоминание об одном из варварских способов расправ над узниками концлагеря «Красный». Это место приковывает внимание своим символизмом и… необычными «скрутками» из проволоки в чреве «колодца».
В витринах комплекса – те самые «наручники» из алюминиевой проволоки, которые хранят в себе энергетику последних мгновений жизни узников нацистского концлагеря, созданного захватчиками на территории бывшего совхоза «Красный» осенью 1941 года. Они были подняты из мест расправ в ходе эксгумации, произведенной в ноябре - декабре 1971 года. Тогда из четырёх ям - мест массового захоронения расстрелянных советских граждан - были извлечены костные останки, принадлежащие не менее семистам восьмидесяти гражданам. Из этих же ям извлечено пятьсот сорок шесть скруток из алюминиевой проволоки, которыми были связаны кости предплечий погибших.
Уроженка Симферополя, проживавшая на территории оккупированного Крыма с ноября 1941 по апрель 1944 года, Трофименко Тамара Михайловна, свидетельствует: «Мы также видели в скважину двери, когда по коридору тюрьмы немцы выводили арестованных с завязанными сзади руками металлической проволокой, садили их на грузовые крытые автомашины и куда-то отправляли…».
Другие очевидцы показали, что в октябре - ноябре 1343 года каратели отбирали узников группами по 30-40 человек, конвоировали их в гараж, где им связывали алюминиевой проволокой руки, а затем заталкивали в автомашины и увозили к месту расстрела.
Это подтвердил и один из обвиняемых, который показал, что он через открытые ворота гаража видел, как «заключенным связывали руки алюминиевой проволокой … заталкивали по трапу в кузова автомашин для отправки на расстрел». А несколькими днями ранее в гараже по распоряжению администрации лагеря эта алюминиевая проволока рубилась на куски охранниками – будущими исполнителями расстрелов.
Для посетителей музейного зала часто моментом истины становится ответ на вопрос: «А почему «размер» у некоторых наручников такой маленький?». Страшная догадка иногда приходит сама: эта проволока сковывала запястья даже женщин и стариков, старух и совсем юных крымчан - тех, кто физически не мог противостоять фашистам…
Ужасы фашизма нам не дано забыть… Сохранение памяти о тысячах советских граждан, зверски замученных в концлагере «Красный» - лучшая «вакцина» против забвения и попыток переписать историю.
Страница 6 из 317
Заинтересовался? Поделись в соц. сетях!

Инстаграмм

Музей на Facebook

Присоединяйтесь!

Одноклассники

Присоединяйтесь!

Вконтакте

We use cookies on our website. Some of them are essential for the operation of the site, while others help us to improve this site and the user experience (tracking cookies). You can decide for yourself whether you want to allow cookies or not. Please note that if you reject them, you may not be able to use all the functionalities of the site.