Приглашаем посетить наши ресурсы!

power1   power3  youtube logo x
 3D-экскурсия 1 этаж   3D-экскурсия 3 этаж  Наш канал на YouTube
Новости Музея - Центральный музей Тавриды, Республика Крым
Суббота, 16 мая 2020 00:26

Загадка одной фотографии

В коллекции Центрального музея Тавриды хранятся личные вещи и документы прославленного крымского лётчика, дважды Героя Советского Союза, подполковника Амет-Хана Султана, переданные ещё при его жизни, в 1961 году. Некоторые фотографии подписаны им самим. Работая над выставкой: «Великая Отечественная война в Крыму: люди и события», сотрудники музея обратили внимание, что на одной из них, с надписью: «Группа лётчиков, штурмовавших немецких захватчиков в Крыму в 1944 году, при освобождении Крыма. Крым, ст. Китай, (возле Сарабуза) 1944 г. Крымскому Краеведческому музею (г. Симферополь) от Аметхана», есть некоторое несоответствие указанного места фотосъёмки.

Мы решили более внимательно рассмотреть снимок, сопоставив его с историей ратных подвигов советских лётчиков.

На фото изображена группа лётчиков 9-го гвардейского истребительного авиационного Одесского Краснознамённого, ордена Суворова полка у истребителя Р-39 «Аэрокобра»: (слева направо) А.Н. Карасёв, В.Д. Лавриненков, И.Г. Королёв, А.Ф. Кавачевич, А.А. Морозов (командир полка), А.В. Апелюхин, Амет-Хан Султан, И.Г. Борисов, П.Я. Головачёв. Из девяти летчиков пятеро – Герои Советского Союза и четверо – Дважды Герои.

Полк был сформирован 13 сентября 1939 года на аэродроме Мокрая под Запорожьем как 69-й истребительный авиационный полк. 7 марта 1942 года за образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм он был преобразован в 9-й гвардейский истребительный авиационный полк и вошел в историю Военно-Воздушных Сил как полк советских асов. Это был один из самых результативных полков советских ВВС. Лётчики полка участвовали в обороне Одессы, в боях под Харьковом, Сталинградом, освобождали Ростов, Таганрог, Мелитополь, Донбасс, Крым, Прибалтику и закончили свой боевой путь в небе над Берлином. В составе полка сражалось 28 Героев Советского Союза, 25 из них получили это звание, воюя в составе полка, в том числе и 4 дважды Героя, которые присутствуют на нашей фотографии: А.В. Алелюхин (сбил 34 самолета), Амет-Хан Султан и П.Я. Головачев (уничтожили по 30 самолетов), Д.Л. Лавриненков (35 сбитых).

Идея создания полка принадлежит командующему 8-й воздушной Армией генерал-лейтенанту Т. Т. Хрюкину, который после тяжёлых боёв под Сталинградом решил осуществить свою давнюю мечту – и создать специальную авиационную истребительную часть для выполнения особых задач. Командующий армией предлагал подобрать для этого наиболее опытных лётчиков-истребителей, знания и умение которых с успехом можно было бы противопоставить немецким асам. При отборе к пилотам предъявлялись высокие требования: иметь на своём счету не менее 5 сбитых фашистских самолётов, отличную реакцию и высокие профессиональные боевые качества. Возглавил отборную гвардию советских лётчиков талантливый авиационный командир майор Л. Л. Шестаков.

Амет-Хан Султан прибыл в этот полк в конце сентября 1942 года в числе сильнейших лётчиков Сталинградского фронта и воевал в его составе до конца войны. Уже к августу 1943 года, летая на Як-1,он лично сбил 11 самолётов противника и 19 в группе. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года капитану Амет-Хану Султану было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1136). В октябре 1942 года Амет-Хан Султан становится командиром эскадрильи полка. За тактику атаки противника с высоты командующий 8-й воздушной армией разрешил летчикам эскадрильи Амет-Хана Султана изображать на фюзеляже своих самолётов орла, что являлось признанием высокого их мастерства.

Помимо обычных задач истребительной авиации, лётчики вылетали на так называемую «свободную охоту», свободный поиск воздушных целей и их уничтожение. Амет-Хан так вспоминал об этом: «Охота – моё любимое занятие. Есть где проявить свои способности, знание и опыт... во время «охоты» лётчик должен стараться видеть всё, а сам оставаться незамеченным... Нападай на противника тогда, когда он меньше всего ожидает твоего нападения. При встрече с воздушным противником владей высотой и помни: кто выше, тот и побеждает».

В апреле-мае 1944 года полк успешно участвовал в Крымской наступательной операции. К тому моменту в Крыму на вражеских аэродромах скопилось большое количество самолётов. Командование фронта ставило перед лётчиками генерала Т.Т. Хрюкина задачу уничтожить эти самолёты противника, не дав им подняться в воздух. С этой задачей одним штурмовикам справиться было не под силу и тогда было принято решение совершать атаки, действуя совместно с истребителями.

Лётчик-штурмовик дважды Герой Советского Союза М.Г. Гареев, так писал об этих событиях: «Без истребителей прикрытия появляться в небе было небезопасно. Чаще всего на выполнение боевых заданий мы вылетали под прикрытием эскадрильи Героя Советского Союза Амет-Хана Султана. Слава о ратных подвигах этого летчика гремела по всему фронту. О нем рассказывали истории, похожие на легенды. Наши им восхищались, а гитлеровцы боялись как огня. Летал Амет-Хан Султан мастерски, любил высоту, скорость и точный удар... И в бою и в жизни мне очень хотелось походить на этого замечательного человека».

К тому времени Амет-Хан Султан провел примерно 550 боевых вылетов и почти 500 часов в кабине боевого самолета. 25 апреля 1944 г. над морем, к югу от мыса Херсонес он сбил фашистский «Фокке-Вульф», что стало его 27-й личной победой. Поднимавшийся в тот день в небо зам. командира 6-й гв. иад, куда кроме трех полков «яков» входили и «кобры» 9-го гвардейского, подполковник Б.Н. Еремин так вспоминал об этом дне: «...В руках противника оставался один-единственный аэродром в Крыму — небольшая площадка на мысе Херсонес, прижатая к самому морю, и с этого аэродрома вражеские истребители пытались противодействовать нашей бомбардировочной и штурмовой авиации. Мы, конечно, надежно прикрывали наших бомбардировщиков и штурмовиков... Летчики 9-го гвардейского полка в наших ВВС пользовались заслуженной славой. Я имел возможность неоднократно в этом убеждаться. В тот раз гитлеровцы очень быстро почувствовали, с кем имеют дело. Выстоять против мастерских атак летчиков 9-го гвардейского полка им было не под силу. Мне запомнился в том бою Амет-Хан Султан — будущий дважды Герой Советского Союза. Это был не первый наш с ним совместный боевой вылет, и всегда, наблюдая его в бою, я видел почерк безукоризненного мастера атаки». 

В дни ожесточенных боев за Крым высокая оценка боевых качеств Амет-Хана Султана и его летчиков была дана и от бомбардировочной авиации. Так, командование 6-й гвардейской бомбардировочной авиационной Таганрогской дивизии писало на имя командира 6-й гвардейской истребительной авиадивизии: «...Личный состав дивизии выражает спою признательность и благодарит Ваших истребителей за отличное обеспечение прикрытием наших бомбардировщиков — не допустили ни одной потери бомбардировщиков от истребителей противника, и особенно тогда, когда строй бомбардировщиков после бомбометания при противозенитных маневрах растягивался, а также отдельные отставшие самолеты, подбитые огнем зенитной артиллерии противника, надежно обеспечивались прикрытием. Примером этого могут служить действия Героя Советского Союза гвардии майора Амет-Хана Султана. Он отбил атаки ФВ-190 по отставшему Пе-2 гвардии капитана Палия, сопровождал его до самой посадки...».

Всего за Крымскую операцию 9-й гвардейский иап совершил 904 самолетовылета; в 57 воздушных боях лётчики сбили 36 самолётов, на земле сожгли один и вывели из строя 14 самолётов. Особо отличившиеся в этих боях были представлены к правительственным наградам. Второй медали "Золотая Звезда" был удостоен Гвардии подполковник В.Д. Лавриненков. Участники этих боёв и были сфотографированы у своего боевого самолета, но не на аэродроме у ст. Китай.

Вернёмся к нашей фотографии с подписью на обратной стороне «Группа лётчиков, штурмовавших немецких захватчиков в Крыму в 1944 году, при освобождении Крыма. Крым, ст. Китай, (возле Сарабуза) 1944 г. ...». Что же послужило поводом усомниться в правильности указания места фотосъемки? 

9-й гвардейский иап участвовал в Крымской наступательной операции, самолёты полка базировались на полевых аэродромах под Мелитополем, Ново-Алексеевкой и других, в том числе и на крымских аэродромах, но…

Совершенно очевидно, что в Крыму снимок мог быть сделан только после 16 апреля 1944 года, когда наши войска прорвали линию обороны фашистов на Перекопе и овладели всей территорией полуострова. В период оперативной паузы перед штурмом Севастополя самолеты 6 гвардейской истребительной авиадивизии перебазировались поближе к зоне боевых действий. В этот период они могли использовать и аэродромы в районе Сарабуза (ныне пгт. Гвардейское). 

На фотографии присутствует Герой Советского Союза, майор Александр Никитович Карасёв (крайний слева), который не мог быть среди своих товарищей к Крыму после 8 апреля. А.Н. Карасёв служил в 9-м гвардейском иап с сентября 1942 года. 7 апреля 1944 года, накануне наступления наших войск с целью прорыва вражеской обороны, 25 боевых экипажей полка способом свободной охоты прикрывали действия трех групп Ил-2, штурмовавших аэродромы противника: Джанкой, Веселое, Курман-Кумельчи. В тот день майор А.Н. Карасев участвовал в воздушных схватках и с боевого задания не вернулся...

Однополчане рассказывали, что, когда Карасев рассеял группу самолетов противника, наши летчики стали уничтожать их поодиночке. Самому Александру пришлось вступить в бой против пяти «Мессершмиттов». Искусно маневрируя, он один самолет уничтожил, а другой подбил. Почувствовав, что осколки вражеских снарядов пронзили самолет, А.Н. Карасев, как потом стало известно, решил выйти из боя и на большой скорости уйти, дотянуть и сесть на свой аэродром. Но дотянуть не удалось. Объятый пламенем, самолет упал на землю, а летчик в бессознательном состоянии оказался в плену у врага. По рассказам Карасёва до 9 мая он находился в севастопольской тюрьме, откуда пытался сбежать, но был пойман фашистами и отправлен на корабле в Румынию, в город Констанцу, там он пробыл несколько дней в лагере военнопленных под открытым небом. А затем его вместе с другими заключенными, тоже летчиками, отправили эшелоном в Германию. В пути, ночью, они перерезали проволоку в окне, Карасев, выбравшись наружу, сумел отодвинуть щеколду на двери и открыть ее. Всю ночь их группа из четырех человек шла на север. Днем старались обходить населенные пункты, вообще держались подальше от людей. И все же напоролись на фашистов. Их передали в комендатуру, а оттуда отправили в лагерь для военнопленных в Австрии, что недалеко от Маутхаузена. 

8 мая 1945 года лагерь освободили советские войска. Тогда же Карасёв узнал, что его 6-я гвардейская авиадивизия находится поблизости, в Чехословакии. Он написал туда письмо. Через некоторое время в лагерь за ним прилетел самолет По-2 и перебросил в дивизию, где летчик после долгой разлуки встретился с однополчанами по соединению, 9-й же полк в то время был уже под Берлином, в составе другой, 303-й истребительной авиационной дивизии.

С момента, когда самолет А.Н. Карасёва подбили фашисты 7 апреля 1944 года, и до 8 мая 1945 года судьба героя была неизвестна. Родные и однополчане считали его пропавшим без вести. Но все надеялись, что он остался жив и даст о себе знать, Так оно и случилось. В мае 1945 года его родные получили телеграмму: «Я жив, здоров, подробности сообщу потом. Саша». А вскоре вернулся в родной дом и сам Александр и рассказал всё, что с ним произошло.

На нашем снимке лётчики стоят на фоне самолёта P-39 «Аэрокобра», который состоял на вооружении полка с августа 1943 года до лета 1944 года. Вероятно, подписывая фотографию, Амет-Хан Султан допустил неточность. Однозначно, фотография была сделана не в Крыму, а на другом аэродроме ещё до начала Крымской наступательной операции. Где и когда точно был сделан этот снимок остается пока загадкой.

Литература:

  1. Зильманович Д.Я. На крыльях Родины. — Алма-Ата: Жалын, 1985.
  2. Исаев А.В., Глухарёв Н.Н., Романько О.В., Хазанов Д.Б., Битва за Крым.1041-1944 гг. – Москва: Эксмо; Яуза, 2016 .
  3. Бутаев Б. Амет-Хан Султан. – Москва: Политиздат, 1990. 
  4. Фонды Центрального музея Тавриды
Пятница, 15 мая 2020 22:00

Ночь музеев - 2020

Виртуальное посещение музея будет доступно всем желающим на YouTube-канале ЦМТ.

Для всех, кто хочет присоединиться к всероссийской акции «Ночь музеев – 2020», Центральный музей Тавриды подготовил виртуальный проект мероприятий, посвященных 75-летию Великой Победы:

  • Музейные беседы: Великая Отечественная в Крыму – события и люди
  • Освободители Крыма 1944 года: командующий 51-й армией генерал Я.Г. Крейзер
  • Илья Сельвинский – дорогами войны крымского военкора
  • Симферопольский памятник В.И. Ленину –  переживший оккупацию
  • Амет-Хан Султан
  • По тылам врага: рассказ о моряке-разведчике Ф.Ф. Волончуке
  • Боевая награда 1942 года – медаль "За оборону Севастополя"
  • Легендарная история знамени 3-го Симферопольского партизанского отряда
  •  «Дикорастущие лекарственные и съедобные растения горного Крыма» – практическое руководство для крымских партизан
  • Партизанская «катюша» – горно-вьючная минометно-реактивная установка М-8
  • Художественная диорама: «Бой 2-го партизанского отряда 1-ой бригады на высоте Колан-Баир 30 декабря 1943 года»
  • Художественный альбом 1947 года «Битва за Крым»
  • Семейный мастер-класс «Голубь мира» (Отсюда Вы можете заранее взять шаблон для изготовления голубя)

Наш канал на YouTube с этими видеородиками будет доступен с 16 мая в 17:00.

Приглашаем Вас посмотреть!

Году Отца в России посвящается

(Сергей Алексеевич Зернов и Екатерина Сергеевна Зернова)

Ученый Сергей Алексеевич Зернов (1871-1945)

Основоположник гидробиологии в России, Сергей Алексеевич Зернов первые годы плодотворной научной деятельности провел в Крыму.

В 1899–1902 гг. он работал в должности хранителя только что открывшегося Естественно-исторического музея Таврического земства. В марте 1902 года С.А. Зернов назначен заведующим (старшим зоологом) Севастопольской биологической станции. В течение 12 лет (1902–1914) он исследовал гидробиологические условия Чёрного моря: одним из первых опубликовал работы по планктону, ввёл в научный оборот термин «биоценоз», ему принадлежит честь открытия в северо-западной части Чёрного моря филлофорного поля (скопления красной водоросли). Впоследствии эти водоросли использовались для промышленной добычи йода и агар-агара (растительного заменителя желатина).

Сначала с помощью командования военного Черноморского флота, затем за счет экспедиционных средств Академии наук, Сергей Алексеевич организовывал дальние поездки для морских исследований. Результаты многолетних изучений Черного моря и своей организаторской деятельности С.А. Зернов опубликовал в научных изданиях: «Известия Императорской академии наук», «Ежегодник Зоологического музея ИАН», «Записки АН по физико-математическому отделению». В годы работы в Севастополе вышли его публикации: «Результаты зоологических экскурсий по Азовскому морю с 10 по 20 мая 1900 г. Вып. 2: Планктон Азовского моря и его лиманов» (СПб., 1902); «К вопросу о годичной смене черноморского планктона у Севастополя: труды Севастоп. биостанции» (СПб., 1904); «Краткое описание Севастопольской биологической станции Императорской академии наук» (СПб., 1905); «Основные черты распределения животных в Черном море у Севастополя» (СПб.,1908); «Отчет по командировке в северо-западную часть Черного моря для изучения фауны и собирания коллекций для Зоологического музея Императорской академии наук» (СПб., 1908); «Краткий исторический очерк деятельности Севастопольской биологической станции ИАН» (Юрьев, 1909); «Фация филлофоры – филлофорное поле в северо-западной части Черного моря» (СПб., 1909); «Пристройка южного крыла к зданию Севастопольской биологической станции Имп. Академии наук» (СПб., 1914).

Все его работы, в т.ч. и в виде отдельных оттисков, хранятся в научной библиотеке «Таврика» им. А.Х. Стевена Центрального музея Тавриды. И почти на всех публикациях – автографы Сергея Алексеевича: «Естест. истор. музею Таврич. губерн. земства»; «От автора С. Зернова».

В 1913 году увидела свет классическая научная работа С.А. Зернова по теме его магистерской диссертации: «К вопросу об изучении жизни Чёрного моря» (СПб., 300 с.).

В 1914 году Крымское общество естествоиспытателей и любителей природы издаёт фундаментальный путеводитель по Крыму, который и сегодня остается основной настольной книгой крымоведов (Симферополь, 688 с.). Очерк «Черное море» поручили написать ученым Н.И. Андрусову и С.А Зернову (С. 104-155).

Скорее всего, только в научной библиотеке «Таврика» им. А.Х. Стевена сохранилась серия отчетов С.А. Зернова по исследованию рыболовства Таврической губернии: «Первый отчет, произведенный С.А. Зерновым (предварительный)» (Симферополь, 1902); «Второй отчет» (Севастополь, 1903); «Крючной лов белуги в Черном море по ЮБК: третий отчет по исследованию рыболовства» (Симферополь, 1904).

Перейдя на работу в Москву, Сергей Алексеевич не прервал своих связей с Крымом. В 1931–1935 гг. он совмещал две должности: директора Зоологического института АН СССР и директора Севастопольской биостанции (ныне – Институт биологии южных морей).

17 января 1945 году за выдающиеся научные заслуга в области гидробиологии, в связи с 50-летием научно-педагогической деятельности, академик Зернов Сергей Алексеевич Указом Президиума Верховного Совета СССР награжден орденом Ленина.

А 22 февраля 1945 года академик С.А. Зернов в возрасте 73 лет умер в Ленинграде.

Художник Екатерина Сергеевна Зернова (1900-1995)

9 апреля 1900 г. в Симферополе, в семье ученого-гидробиолога Сергея Алексеевича Зернова, первого хранителя Естественно-исторического музея Таврического губернского земства, родилась дочь Екатерина. В 1902 г. С.А. Зернов получает назначение на Севастопольскую биостанцию, и по 1914 г. семья живет у моря, где Екатерина делает первые детские рисунки. Затем семья переезжает в Москву. После окончания гимназии Екатерина обучается на физико-химическом факультете МГУ, но любовь к искусству побеждает. Сначала учеба в художественной студии Ф.И. Рерберга, затем 2-ые Государственные свободные художественные мастерские у И.И. Машкова, но в поисках строить тематическую картину, Зернова Е. перешла в 1-ые Государственные художественные мастерские к А.В. Шевченко.

В этой изящной хрупкой женщине подкупают душевная открытость, правдивость, художественная зоркость, энергия жизнелюбия. В 76 лет она работает на лесах, выполняет монументальную роспись – процарапывает сапожным ножом! сграффито «Трудовые резервы» на здании ПТУ на Каширском шоссе, где шли потоки машин, городская магистраль функционировала на полную мощность.

Она вела активную общественную жизнь: была членом правления Союза художников СССР, председателем художественного совета по монументальной живописи Московского художественного фонда, преподавала, публиковала книги и статьи по истории и теории искусства [3]. Так выражалась ее творческая открытость, интерес ко всем проявлениям жизни, уверенность и ясность мышления, прямой и целеустремленный характер. Она работала беспрестанно, пока рука держала кисть.

Как художник, Екатерина Сергеевна обладала широким диапазоном: книжная графика, плакат, театральные работы, монументальная живопись, станковая картина в разных жанрах. В ее творчестве отразилась вся история нашей Родины. Несмотря на господство принципа социалистического реализма, в работах Е. Зерновой всегда присутствует художественная ясность, правдивость интонации. Такова серия акварельных портретов, выполненных ею для издания «История Гражданской войны». Ее персонажи – герои не исторически завершенного момента, а длящейся советской действительности 30-х годов. Таковы акварели «Севастополь. Корабельная сторона» (1930), «Севастопольская набережная» (1938). Итог – первая персональная выставка в Москве в 1936 году. Работы Зерновой постоянно отбираются Всесоюзным обществом культурной связи с заграницей и экспонируются в городах Европы и Америки.

В Великую Отечественную войну в эвакуации в Боровом (Казахстан) она рисует портреты ученых И.И. Шмальгаузена, В.И. Вернадского, С.А. Зернова. Затем работа в госпиталях Первого Прибалтийского фронта, зарисовки военного быта. Героико-патриотический пафос 40-х в работах «Медсанбат», «Сортировочная палатка», «Портрет капитана А.Ф. Литвинова». И вновь проявляется человечность художницы: «Работая над портретными рисунками или этюдами, – пишет она, – я очень торопилась, старалась не утомлять раненых, укладывается в минимум времени. Эти люди воевали, они герои. Иногда мне что-то рассказывали о них, и я записывала услышанное на обороте рисунка. В 1944 году проходит персональная выставка Е.С. Зерновой по результатам поездки на фронт.

В 1946 г. по командировке Политуправления Военно-Морского флота она приезжает в Севастополь. Здесь прошло ее детство. Ее первые художественные опыты связаны с изображением моря. «Нет города прекраснее Севастополя – так я думала в детстве. Приблизительно так же думаю и сейчас, – пишет она. – Каждое воскресенье всей семьей (отец Сергей Алексеевич, мама Виктория Петровна, дети Екатерина, Сергей и Михаил – Н.К.) отправлялись куда-нибудь в окрестности. Мне казалась удивительно красивой дорога: колючки, одетые пылью, чертополох ростом с меня и бездонный провал к морю».

Теперь ее прекрасный белый город лежал в руинах. Заведующий биостанцией Владимир Алексеевич Водяницкий поместил художницу в подвале на ящиках с книгами, которые прибыли как начало библиотеки. Восстанавливали третий этаж биостанции, на втором этаже уже работала лаборатория. Она вставала с рассветом, окуналась в море вместо отсутствующего душа и шла писать этюды. «Мне казалось трагичным и прекрасным сочетание моря, неба и удивительных орнаментов, в которые превратились полуразрушенные здания. Мне хотелось найти и удержать светлую дымку, светлый колорит земли и серо-голубого неба. Ходила несколько раз в Херсонес, где такой же колорит придает особую поэтичность остаткам греческих колонн. Написала несколько этюдов с каменной лестницы, которая ведет из Херсонеса в Артиллерийскую бухту. Оттуда город смотрится почти как плоскость из розово-серых стен, встающих одна над другой».

Серия пейзажей послевоенного Севастополя («Херсонес», «Севастополь. Артиллерийская бухта», «Праздник в Севастополе», «Морской охотник у пирса») была выставлена в 1947 г. на персональной выставке «Севастополь 1946 года» в Москве.

В 1967 г. Зернова Е.С. пишет монументальные работы для Выставочного зала в Ялте. «Почти все люди, изображенные на фризе, олицетворяют искусство: скульптор, высекающий барельеф, живописец с палитрой, график, керамист. Самый счастливый человек просто лежит на траве. Мама с голеньким малышом смотрит на морских обитателей как бы за стеной большого севастопольского аквариума».

Часть своих работ в 1970 г. она подарила Третьяковской галерее. Последняя персональная выставка состоялась в Москве в 1995 году. 23 апреля 1995 г. Екатерина Сергеевна Зернова скончалась.

В 1924 году Зернова, молодая выпускница Высших художественно-технических мастерских, пишет автопортрет. Прямая горделивая осанка, уверенный, даже дерзкий взгляд. Твердость жизненной позиции, уверенность в своих творческих силах, – таков сюжет автопортрета. Эту уверенность и ясность мышления, эту прямоту осанки в прямом и переносном смысле Зернова сохранила до конца: и в жизни, и в искусстве. Подтверждение этому – автопортрет 1980 года, на котором художница так же изящна, красива, тверда и целеустремлённа, как и в юности.

Способ фото-тинто-гравюры, дублюра с золотым тиснением, историческая схема Московского Кремля, муаровые форзацы, заклёпки-ножки из белого металла, шелковая закладка-ляссе – мы продолжаем рассказ об уникальных книжных раритетах из фондов научной библиотеки «Таврика» им. А.Х. Стевена.

Москва в ее прошлом и настоящем: в 12 вып., посвященное памяти историка Москвы Ивана Егоровича Забелина / худож. обложки П. Афанасьев. – М.: Московское издат. товарищество "Образование", 1909 (Тип. "Русского Товарищества").

Издание роскошно оформлено: около 1000 иллюстраций (270 иллюстраций на отдельных листах и около 600 – в тексте), исполненных Графическим институтом Т-ва «Образование» по способу, только ему принадлежащему и впервые в России им введенному – фото-тинто-гравюрой. Книги в твердых цельноколенкоровых переплетах в стиле модерн. Обрезы "под мрамор".

Бартенев, Сергей Петрович (1863-1930) – историк, хранитель сокровищ Кремля, музыкант, композитор, сын издателя журнала "Русский Архив" П.И. Бартенева.

Московский Кремль в старину и теперь. Т. 1. – Москва: Изд. Министерства Императорского Двора, 1912 (Синодальная тип.). – 260 с.: планы 1, вкл. л. 6, цв. ил. 3. Инв. № 21907, 21908 (34х28 см). Приложение: Кремль Московский: историческая схема (76х60 см). – СПб.: Тип. Р. Голике и А. Вильборг, 1910.

Цельнокожаный переплет шагреневой кожи (кенийская коза) высшего класса А+ (Швейцария), коричневого цвета, дублюра с золотым тиснением, белые тканевые муаровые форзацы, на корешке двойная орнаментация. Название книги золотым конгревным тиснением на передней крышке переплета и на корешке. Круговой золотой обрез. Футляр-коробка.

Картины русских художников из сокровищ Третьяковской художественной галереи в Москве / текст под ред. Г.Г. Траншеля. – СПб.: Изд. В.С. Туманина, 1905. – 128+32 с.: 32 вкл. л. Инв. № 21822 (27х35 см без переплета).

Цельнокожаный переплет с тисненым растительным орнаментом на передней крышке. На задней крышке переплета – орнаментированные уголки и четыре заклепки-ножки из белого металла. Муаровые форзацы. Тонированный круговой обрез. Шелковая закладка-ляссе.

Воскресенье, 10 мая 2020 19:25

Традиции не меркнуть!

В канун празднования 75-летнего юбилея Победы советского народа в Великой Отечественной войне на территории Мемориала жертвам фашистской оккупации Крыма 1941-1944 гг. "Концлагерь "Красный" прошла памятная церемония "Зажги свечу памяти".

Участие в одноименной акции стало доброй ежегодной традицией для тысяч крымчан, однако обстоятельства обусловили иной формат проведения мероприятия в 2020 году.

Председатель Государственного Совета Республики Крым Владимир Константинов, члены Президиума крымского парламента и Совета министров Республики прошествовали по мемориалу с лампадами. На подиуме Стены Скорби, запечатлевшей имена 1018 жертв нацистского террора, зажженные свечи засияли словом "Помним".

 Участники церемонии почтили память павших узников концентрационного лагеря и всех погибших в годы Великой Отечественной войны минутой молчания.

Крымчане присоединились к памятной церемонии через социальные сети, разместив на личных страницах фото с горящей свечой.

День празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне начался с возложения цветов на Сквере Памяти, церемония возложения была продолжена у Вечного огня комплекса.

В музейном зале мемориала прошла презентация книги «На высоте героев», подготовленной и изданной по инициативе Главы крымского парламента Владимира Константинова. Идея создания книги родилась в ходе одного из заседаний попечительского совета мемориала «Концлагерь «Красный».

Написанная Олегом Маркеловым и Александром Мащенко в соавторстве с крымскими журналистами, книга рассказывает об исторических событиях, происходивших в Крыму в годы Великой Отечественной войны, о работе по сохранению исторической памяти и патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Председатель Госсовета Республики Крым Владимир Константинов поблагодарил всех, кто трудился над созданием книги, отметив, что характерная черта издания – стремление к правдивому отражению событий, происходящих на полуострове в годы Великой Отечественной войны.

Владимир Константинов напомнил, что исторические страницы Великой Отечественной войны - «это наша память, наш источник силы, который помогает нам в трудные минуты. Какие бы вызовы не стояли перед нами сегодня, мы будем черпать силы из памяти об этих величайших событиях, в которых наш народ стал великим народом-победителем!».

По мнению вице-спикера крымского парламента Владимира Бобкова, «книга получилась пронзительной, стала единым творением с четкой логикой повествования, где в каждой главе отслеживается незримая связь поколений, а главным героем остается Человек».

Презентовал издание доцент факультета славянской филологии и журналистики Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского Александр Мащенко подчеркнув, что в работе над книгой авторы пытались отразить хронологию событий, опираясь на личные истории людей.

Книга «На высоте героев», будет передана в каждую крымскую школу, а один из первых экземпляров лидер попечительского совета комплекса Владимир Константинов передал руководителю мемориала Сергею Жученко.

Страница 8 из 317
Заинтересовался? Поделись в соц. сетях!

Инстаграмм

Музей на Facebook

Присоединяйтесь!

Одноклассники

Присоединяйтесь!

Вконтакте

We use cookies on our website. Some of them are essential for the operation of the site, while others help us to improve this site and the user experience (tracking cookies). You can decide for yourself whether you want to allow cookies or not. Please note that if you reject them, you may not be able to use all the functionalities of the site.