logo noch iskusstv x                                                                                          power1  power3 youtube logo x
   3D-экскурсия 1 этаж   3D-экскурсия 3 этаж  Наш канал на YouTube

 

Новости Музея - Центральный музей Тавриды, Республика Крым
Понедельник, 31 августа 2020 18:37

1 СЕНТЯБРЯ – ДЕНЬ ЗНАНИЙ

Центральный музей Тавриды поздравляет всех школьников и студентов с началом учебного года!

День знаний – добрый и светлый праздник, который символизирует начало учебного года. Его отмечают школьники и студенты, а также учителя и преподаватели высших и средних специальных образовательных учреждений.

В этот день традиционно проводятся торжественные линейки, классные часы, открытые занятия, уроки мира и мужества, посвящение в студенты.

Интересно, что отношение к учебе и дисциплине всегда было разным, особенно, если проводить параллель между учебным процессом советского периода и нашего времени. Мы решили заглянуть в подшивки крымских газет 50-80-х годов, которые хранятся в библиотеке «Таврика» им. А.Х Стевена Центрального музея Тавриды.

Вот о чем «сигналила» статья из газеты «Крымский комсомолец», посвященная 1 сентября 1957 года:

«У нас в школах привыкли очень много говорить о дисциплине. Нерадивым ученикам без конца читают нотации, их чуть ли не каждую неделю отчитывают на собраниях и сборах. Но давайте разберемся, в чем основа разболтанности, безделья отдельных ребят. Не в том ли, что мы не сумеем увлечь, именно увлечь их интересными, захватывающими делами, настоящими практическими занятиями, которые принесли бы пользу школьникам, воспитывали в них целеустремленность, выдержку, стойкость, помогали расти духовно? И мне кажется, нужно меньше говорить о дисциплине, а больше её воспитывать.

Интересы нашего государства требуют, чтобы школьники готовились не только к поступлению в высшие учебные заведения, но и к труду, к практической работе. Надо любить свою Родину, свою школу, уважать преподавателей, которые все силы свои, знания и энергию отдают благородному делу коммунистического воспитания молодежи.

Завтра учащиеся Крыма после летнего отдыха вновь сядут за парты. И хочется от всей души пожелать нашему молодому поколению новых замечательных успехов в учебе».

А вот что передает нам газета «Крымский комсомолец» за 1981 год.:

«…1 сентября – праздник всех, кому Родина подарила завоёванное Октябрем право учиться, овладевать сокровищницей знаний, накопленных предшествующими поколениями. Праздник тех, на кого возложена высокая миссия быть педагогом, учить, воспитывать юного гражданина – будущего строителя коммунизма. Миллионы молодых людей снова сядут за школьные парты, войдут в студенческие аудитории. Сотни тысяч детей впервые переступают сегодня порог школы.

Новый учебный год знаменателен тем, что начинается в обстановке высокого политического и трудового подъема, вызванного решениями XXVI съезда КПСС. Съезд поставил перед школой новые, серьезные задачи её дальнейшего развития и совершенствования... Выполнение этих задач предопределяется, прежде всего, комплексным подходом к коммунистическому воспитанию подрастающего поколения. Об этом и о перспективах, открывающихся перед школой в XI пятилетке, шел деловой, заинтересованный разговор на августовских конференциях учителей. И сегодня в области есть немало школ, опыт работы которых служит достойным примером в деле обучения, гармоничного развития детей, подготовки школьников к самостоятельной жизни. Среди них школы -комплексы – Фрунзенская г. Алушты, Яркополенская и Золотополенская Кировского района, Петровская № 1 и Клепнинская Красногвардейского района. Крымские ребята вступают в новый учебный год, обогащенные опытом летней трудовой четверти. Более 56 тысяч ребят прошли трудовую закалку в лагерях труда и отдыха, трудовых отрядах старшеклассников. Свыше 8,5 тысяч учащихся работали в составе ученических производственных бригад и школьных лесничеств»

По-разному, можно относиться к механизмам воздействия на учебный процесс в советские годы, ведь они были продиктованы тем ВРЕМЕНЕМ (строительства коммунизма, выполнения директив партийных съездов и т.п.).

В наш же «компьютерный век» подрастающее поколение всё чаще проводит время в виртуальном мире, без особых физических нагрузок, ну а текущий, 2020-й год, вообще расставил новые (хотя и вынужденные) акценты в процессе приобретения знаний – обучение в режиме онлайн. Согласимся, что современные учащиеся – это категория, впитавшая дух времени, когда все знания можно почерпнуть из сети Интернет - без самостоятельного труда и осмысления. Но нужно признаться, что для того, чтобы эти «знания» усвоились, необходимо приложить усилия, ведь обучение - было, есть и будет основой любого серьезного процесса, а дисциплина (самодисциплина) всегда играла и будет играть определяющую роль в освоении знаний.

Насколько каждая «образовательная спираль» прогрессивна и оправданна, покажет ВРЕМЯ («товарищ» или «господин», кому - как угодно), но только хочется, чтобы у школьников и студентов все же сохранялось живое общение друг с другом, с преподавателями, с окружающей средой, ну а их лучшие друзья - гаджеты, чтобы совершенно не вытеснили «бумажных носителей».

Понедельник, 31 августа 2020 11:35

«ЗА ГОРИЗОНТ ЗОВУЩИЙ»

От мыса Доброй Надежды,
По изотерме Востока
Свернуть на Нил,
А затем до Владивостока…
и дальше, к островам Тихого океана, где
дует ветер с Маори…

Это строки из гимназических стихов Ильи Сельвинского, получившего от своих одноклассников прозвище Байрон.

Он родился в 1899 году. В 2009-ом в его отчем доме в Симферополе был открыт Дом-музей Ильи Сельвинского, отдел Центрального музея Тавриды. Более двадцати лет проводились в нём Крымские научные чтения И. Л. Сельвинского. В них принимали участие филологи, историки, краеведы России, Украины, Канады, Соединённых Штатов Америки. По итогам чтений опубликовано 15 сборников, послуживших основой для издания коллективной монографии «За горизонт зовущий», «отличающейся содержательной многогранностью», как отметила профессор, доктор филологических наук, редактор Издательства ООО «Лексрус» (Москва) С. А. Макарова. Монография отражает современное состояние филологического, историко-культурного изучения биографии и творческого наследия И. Л. Сельвинского и даёт мощный импульс для определения дальнейших идей, стратегий, векторов, концепций в исследовании жизни и творчества поэта.

Презентация книги состоялась 21 августа 2020 года в Доме-музее И. Сельвинского. Сотрудники издательства типографии «Ариал» под руководством Н. А. Бражниковой творчески подошли к своей работе – монография сделана основательно, красиво и качественно оформлена.

Литературовед Корнелий Зелинский в 1946 году работал над проблемной статьей об И. Л. Сельвинском. Ее название «За горизонт зовущий» точно передавало характер Сельвинского. Исследователи жизни и творчества поэта знают, что Илья Львович мечтал о том, чтобы его прах после смерти развеяли над Чатыр-Дагом. Жизнь и творчество Сельвинского были связаны с Крымом. Чатыр-Даг – символ Симферополя. В Евпатории, где провел свою юность поэт, море являлось главной площадью, через которую в хорошую погоду был виден Чатыр-Даг, о чём вспоминал Сельвинский.

Непосредственный участник многих исторических событий, Илья Сельвинский отразил эти события в художественном творчестве. Море, возле которого Сельвинский рос, воспитывало чувство сопричастности ко всему миру и человечеству. Участие в Гражданской, Великой Отечественной войнах, путешествия на пароходе «Челюскин» по морям Арктики, по Чукотке, Японскому морю, встреча с тайфуном, поездка на целину – это далеко не все вехи в жизни И. Сельвинского. В 1960 году И. Сельвинский перенёс инфаркт и по выздоровлении решил совершить путешествие в юность. Он написал роман «О, юность моя!», над которым работал легко, радостно, вдохновенно. Когда роман был завершён, его стали одолевать болезни. Но и смерть стала началом нового путешествия – в мир электронов. А путешествие предполагает возвращенье: «…спустя мильон столетий, А может быть, и через год Я снова появлюсь на этом свете. (И. Сельвинский. «Давайте помечтаем о бессмертье»)

Обложка книги потребовала соответствующего оформления. Чатыр - Даг - символ Крыма, вдохновлявший крымчанина Сельвинского на творчество: «Молодым мечтаньям не изменят Чатыр - Даг и Тихий океан». Обложка книги по своему разворачивает такую поэтическую вселенную, видение которой началось формироваться в Крыму и из Крыма. Решено было на обложку поместить акварель «Симферопольское водохранилище зимой. Вид на Чатыр - Даг» из художественного альбома Шауфлера Г. В. «Крым романтический»: Симферополь: Антиква, 2010. С. 65, хранящийся в библиотеке «Таврика». На форзаце разместили фотографию молодого, полного сил и планов Сельвинского. На последней странице обложки – картина дочери Ильи Львовича Татьяны Сельвинской «Реквием по отцу», её дар Дому-музею Ильи Сельвинского.

В книге шесть разделов: 1) Вопросы изучения биографии И. Л. Сельвинского. 2) Художественное осмысление войны в творчестве И. Л. Сельвинского. 3) Особенности творческой индивидуальности И. Л. Сельвинского (литературоведческий анализ). 4) Взаимодействие поэтов и направлений. 5) Полифония творчества И. Л. Сельвинского. 6) Языковедческие наблюдения над произведениями И. Л. Сельвинского.

Три фотографические вкладки в книге дополняют визуально информацию о Сельвинском: о его семье – дочерях, внуках и правнуках; о Великой Отечественной войне; о реконструкции музея и научных чтениях.

На презентации о коллективной монографии и творчестве Сельвинского выступил Е. Г. Никифоров – член Союза писателей России, автор исследования «Центурии Антона Чехова». Его книги находятся в университетских библиотеках Европы и Соединённых Штатов Америки. Он отметил «крымский текст», открытый и введённый в академический обиход пытливым палеографом А. П. Люсым, в котором глава под названием «Илья Сельвинский» занимает достойное и внушительное место. Бурной биографии (и географии!) поэта хватило бы на несколько жизней более благополучных и домоседливых коллег.

Сельвинский далеко не «самый благополучный» в смысле «изученности». И до его «изученности» нам ещё шагать и шагать!» – отметил Е. Г. Никифоров. Издевательская «оксюморонность» нынешнего издания в три с половиной сотни страниц состоит ещё и в том, что издано оно тиражом (внимание!) в 50 экземпляров! Если учесть, что каждый из 36 авторов этой «монографии» получил по авторскому экземпляру, а издательство добросовестно разослало обязательные экземпляры, то что же в таком случае остаётся, как говорится, в сухом остатке? – резюмировал Е. Г. Никифоров.

География авторов публикаций и количество работ в сборниках, начиная с 2002 г.:

Симферополь – 113, Москва – 22, Евпатория – 22, Луганск – 8, Керчь – 6, Донецк, Ялта – 3, Белгород, Севастополь, Мариуполь – 2, плюс два десятка «сторонних» из СПб., Харькова, Киева, Одессы, Горловки, Н.-Новгорода, Железноводска и даже из Милана!

 Эту, без преувеличения, историческую «коллективную монографию», как античный Вергилий, по праву открывает своим предисловием А. П. Люсый. Он же «вместо заключения» её и завершает глубокой аналитической работой под названием «Самоцикатность».

О. В. Некрасова, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник ИБХ РАН, «внучка моя Ксаночка», – так назвал посвящённое ей стихотворение И. Л. Сельвинский, – поблагодарила музей, авторов статей, редакторов-составителей, издательство за опубликованную книгу. Она рассказала о том, что семья всегда жила в атмосфере поэзии И. Л. Сельвинского, любви к дедушке и его творчеству. Это заслуга бабушки Берты Яковлевны – жены Ильи Львовича, которая была другом, помощником и первым критиком его произведений. Так она воспитывала своих детей и внуков. Большую роль поэт сыграл в жизни дочери Таты Сельвинской и падчерицы Цецилии Воскресенской. Тата всегда ощущала свою творческую связь с отцом, она считала, что это не она пишет, это отец посылает ей стихи и говорила, что он присутствует в её мастерской, в спорах, в сомнениях, в памяти. Картины Татьяны Ильиничны – это продолжение творческой биографии Сельвинского. Творческая связь отца и дочери очевидна, и это будет всегда. 13 августа состоялось открытие её постоянной экспозиции в музее Абрамцево. Она сама сделала развеску картин в марте этого года, но до открытия выставки не дожила.

«Издание монографии – событие для нашей семьи. Этот большой труд, над которым работало большое количество людей, не рассеялся во времени». О. В. Некрасова ещё раз поблагодарила за издание составителей книги – Л. И. Дайнеко, А. В. Петрова и А. П. Люсого, директора Центрального музея Тавриды А. В. Мальгина за его многолетнюю поддержку музея и тех мероприятий, которые музей проводил. А Лоссовскому В. А. она пожелала долгой, интересной и плодотворной работы в должности заведующего отделом ЦМТ «Дом-музей И. Сельвинского». Участники презентации познакомились с видеозаписью О. В. Некрасовой.

На презентации выступила Л. Л. Никифорова – учитель Евпаторийской гимназии им. И. Л. Сельвинского, автор двух статей о поэте. Совместно с М. Б. Кизиловым она является автором книги из серии ЖЗЛ, вышедшей недавно в издательстве «Молодая гвардия», об Алисе Зиновьевне Розенбаум, в будущем известной писательнице Соединённых Штатов Америки Айн Рэнд. Она со своей семьёй жила в Евпатории в 1919-1921 годы, как и молодой поэт Сельвинский. Экземпляр этой книги Л. Л. Никифорова подарила музею Сельвинского и по доброй традиции передала от Татьяны Корабленко альманах детского творчества учащихся Евпаторийской гимназии «Образы, навеянные словом», посвященный И. Л. Сельвинскому.

Коллективную монографию Л. Л. Никифорова оценила как значимое событие в сельвиноведении. «Архипелаг» под названием «Илья Сельвинский» остаётся terra incognita!

Л. Ф. Кацис, доктор филологических наук, профессор Российско-Американского центра библеистики и иудаики Российского Государственного Гуманитарного Университета, заместитель председателя экспертного совета ВАК при Министерстве образования и науки РФ по теологии (Москва, РФ), давно занимается темами, связанными с именами В. Маяковского, И. Сельвинского, литературными школами футуризма и конструктивизма. В 1980-е годы статьи о Сельвинском в большие журналы не брали. И вдруг оказалось, отмечает он, «прозевали» такого поэта! После выхода последнего сборника стало понятно, что нужно начать сначала. Мы можем составить так называемую «Дорожную карту» того, что нам надо изучить о Сельвинском. Таких мест в его биографии ещё много. Место поэта в литературе легко занять никому не удастся. Нас ещё ждет немало неожиданностей в исследовании белых пятен, связанных с именами Мандельштама, Пастернака, Слуцкого, Хармса, Бродского, Рейна, других и Сельвинского. Необходимо также изменить оптику в оценке репутации И. Л. Сельвинского.

А. П. Люсый, доктор филологических наук, кандидат культурологии, профессор кафедры теории и истории культуры Института Кино и Телевидения (Москва, РФ), подчеркнул, что главное значение книги в том, что она возвращает имя И. Сельвинского в современный социально-исторический и этнокультурный контекст, позволяющий адекватно оценить творческую парадоксальность такого явления, как Сельвинский. Безусловным коллективным открытием стало по-своему драматичное явление самомифологизации Сельвинского в одном ряду с Тавридой А. Пушкина, Киммерией М. Волошина и Гринландией А. Грина. В Крымском масштабе такие глубинные культурные ритмы, воспроизведённые в издании, воскрешают реальное ощущение Крыма (и всех народов как Крыма, так и других регионов) как наследников разноязычных, разнокультурных, разноконфессиальных традиций и зачинателей новых форм культурной идентификации и культурного синтеза. В евразийском и мировом масштабе книга демонстрирует особые возможности «культур перекрёстка», «культур пограничья», где «периферия» способна стать центром, а далёкое - недавнее («Я это видел!») прошлое – моделью и предостережением для будущего. Александр Блок «слушал революцию», а Илья Сельвинский «слушал Крым». Составителям книги удалось объединить исследовательское многоголосье в логически связанную книгу-симфонию. Общее научное, культурное и просветительское значение книги даёт основание выдвинуть её на соискание Государственной премии Республики Крым, – подвёл итог А. П. Люсый.

В. А. Лоссовский, зав. отделом ЦМТ «Дом-музей И. Сельвинского»
Л. И. Дайнеко, старший научный сотрудник отдела ЦМТ «Дом-музей И. Сельвинского»
Суббота, 29 августа 2020 16:44

Возвращение из небытия

Работа с материалами, хранящимися в Государственном архиве Республики Крым, позволила сотрудникам мемориала установить сведения о семье Бутусовых, отдельные имена павших из которых увековечены на Стене Скорби комплекса.

«Бутусова Л. и её мать» - эта персоналия была увековечена после того, когда исследователи фактически потеряли надежду на установление полных данных о расстрелянном ребенке и её матери. В настоящее время это стало возможным благодаря обнаружению в материалах, посвященных деятельности подпольщиков, нескольких архивных документов.

Один из них – обращение Евдокии Петровны Жесковой, проживающей в 1944 году в поселке Анатра, на улице ул. Металлистов (ныне микрорайон г. Симферополя Анатра) к председателю «комитета подпольных работников» (так в тексте) И. А. Козлову* с просьбой об оказании помощи.

В числе упоминаемых родственников – брат Евдокии Петровны Федор Петрович Бутусов, его супруга Татьяна Ивановна Бутусова и их дочь – Любовь, которые были арестованы и расстреляны гестапо в октябре 1943-го, а также их сын Виктор Федорович, которого подобная участь постигла в марте 1944 года. Текст документа содержит прямое упоминание о том, что сын Бутусовых – Виктор – был узником концлагеря «Красный».

Второй документ – записка о сообщении Евдокии Петровны Жесковой - не только подтверждает указанные факты, но и содержит пометки, которые причисляют Бутусовых к участникам известной подпольной группы Дагджи («Дяди Володи»)…

Так кропотливый поиск открыл для крымчан новые эпизоды жизни земляков в годы военного лихолетья, а неравнодушие к прошлому возвратило из небытия имена крымчан – павших узников концлагеря «Красный».

* Козлов Иван Андреевич – с зимы 1943 по весну 1944 года - секретарь Симферопольского подпольного обкома партии.

26 августа 2020 года в музее прошел научно-методический семинар «Актуальные проблемы научно-фондовой работы». Данное мероприятие проведено при поддержке Министерства культуры Республики Крым в рамках серии научно-методических семинаров для музейных работников. Рассмотрение актуальных вопросов организации учета и хранения предметов Музейного фонда Российской Федерации является одним из приоритетных направлений  научно-методического обеспечения в Республике Крым.

С приветственным словом к участникам семинара выступил заместитель начальника управления музейного, библиотечного дела и образования в сфере культуры Министерства культуры Республики Крым Сергей Анатольевич Патрушев, который подчеркнул важность актуализации основных положений нормативно-правовой базы в области комплектования, научного изучения, государственного учета, хранения и обеспечения физической сохранности и безопасности музейных предметов и музейных коллекций.

В мероприятии приняли участие Екатерина Игоревна Бородина, заместитель заведующего отделом каталогизации и музейной базы данных ФГБУК «Государственный музей политической истории России» и Александра Борисовна Николашкина, кандидат исторических наук, художник-реставратор станковой масляной живописи 1 категории сектора реставрации ФГБУК «Государственный музей-усадьба «Архангельское».

В первой части семинара Е.И. Бородиной были подробно рассмотрены основные положения проекта Единых правил учета и хранения музейных предметов и музейных коллекций, их новации и дискуссионные вопросы; особенности работы с Госкаталогом Музейного фонда РФ и Реестром сделок при организации внешних выдач музейных предметов и реализации межмузейных выставочных проектов. Особое внимание было уделено особенностям учета и хранение музейных собраний после пандемии и новым подходам и требованиям к безопасности при удаленной работе с базами данных. Большой интерес слушателей вызвали методические рекомендации по оцифровке музейных предметов разных групп хранения.

Вторая часть семинара, которую провела А.Б. Николашкина, была посвящена вопросам оценки состояния сохранности и реставрация картин. В ходе ее выступления были подробно рассмотрены  причины и виды повреждений произведений живописи, особенности структурной и живописной реставрации картин. Были даны рекомендации хранителям музейных коллекций живописи по организации работы по консервации и реставрации произведений изобразительного искусства.

Слушателями семинара стали 43 сотрудника из 12 республиканских и 10 муниципальных музейных учреждений Республики Крым, которые отмечали полезность теоретического материала и важность практического опыта, представленного в докладах лекторов.

Год гуманитарного сотрудничества Египта и России

 

В рамках года перекрестного гуманитарного сотрудничества России и Египта в научной библиотеке «Таврика» им. А.Х. Стевена открыта выставка «Археология, история, нумизматика: египетские мотивы».

В России, находящейся на стыке Западной и Восточной цивилизаций, не может не возникнуть интереса к Египту, как к великой восточной стране. Особенно понятен интерес крымских археологов, ведь на территории полуострова нередки находки, свидетельствующие о некогда тесной связи с Египтом. Это различные изделия из египетского фаянса, амулеты, монеты, скарабеи - египетский символ перемен, возрождения.

В первой части выставки представлены научные статьи по археологии на русском языке о  египетских предметах, найденных на территории Крыма:  на Неаполе Скифском, в могильнике Нейзац (Белогорский район), на территории древнего Боспора, Херсонеса и т.д.

Среди современных книг, большая часть которых касается непосредственно археологии, на выставке представлена книга крымского писателя из Коктебеля Вячеслава Ложко «Египет - загадочная страна» - своеобразная литературная экскурсия по Египту, написанная не в виде привычных сухих фактов, а живым, современным языком.

Помимо книг на русском языке, любителям истории и культуры Египта будет интересна вторая часть выставки: печатные издания из иностранного книжного фонда. Здесь можно увидеть раритеты XVIII и XIX столетия, изданные на французском, английском и латинском языках. Зарубежные исследователи Египта в XIX веке оставили след в виде множества качественно проиллюстрированных книг по истории египетской скульптуры, архитектуры, живописи.

Кроме работ об искусстве, здесь представлен ряд книг по египетской нумизматике и книги по археологии Египта. Среди них наиболее полным считается исследование выдающегося французского египтолога, основателя французского Института восточной  археологии Гастона Масперо «Египетская археология» (Париж, 1887). Немецкий исследователь О. Мюллер написал не менее важный труд по изучению древнего Египта в двух томах,  на выставке представлено издание, переведённое на французский язык (Париж, 1841).

Самая старая книга среди экспонатов - «Письма о Египте» Клода Этьена Савари - французского путешественника, посетившего Египет в конце XVIII века (Париж, 1786). Сочинение Савари состоит из писем, которые он адресует своему другу М. ле Моннье,  доктору короля Людовика XVI. В письмах – интересный рассказ о путешествии, о традициях и нравах египтян.

Особого внимания заслуживает двухтомник немецкого путешественника и египтолога Георга Морица Эберса:  «Египет. От Каира  до Филе» (Париж, 1881) и «Египет. Александрия и Каир»  (Париж, 1883).

Книги переведены с немецкого на французский язык и содержат множество гравюр, позволяющих проникнуться атмосферой египетских городов, познакомиться с бытом и обычаями местного населения.

С 1857 по 1914 гг.  во Франции издавался журнал «Le Tour du monde» - еженедельник о путешествиях. Путешествию в Египет посвящена статья в журнале 1863 года.

В фундаментальных монографиях на иностранных языках вниманию читателей предлагаются отдельные статьи, освещающие различные аспекты культурного достояния Египта: Искусство Египта; Мифология Египта; Архитектура Египта; Монеты Египта; Монеты египетских королей; Египетская посуда из стекла и др.

Перечисленные издания – далеко не всё, что можно увидеть на выставке.  Книжная экспозиция демонстрирует интерес как отечественных, так и европейских исследователей разных исторических эпох к вечной стране древних пирамид и монументальных сфинксов.

Страница 9 из 328
Заинтересовался? Поделись в соц. сетях!

Инстаграмм

Музей на Facebook

Присоединяйтесь!

Одноклассники

Присоединяйтесь!

Вконтакте

We use cookies on our website. Some of them are essential for the operation of the site, while others help us to improve this site and the user experience (tracking cookies). You can decide for yourself whether you want to allow cookies or not. Please note that if you reject them, you may not be able to use all the functionalities of the site.