Уважаемые посетители! 
По техническим причинам с 01.09.2020 г. по 20.10.2020 г. временно прекращена работа отдела фондов с посетителями.
Приносим извинения за неудобства!

  Приглашаем посетить наши ресурсы!

power1  power3 youtube logo x
 3D-экскурсия 1 этаж   3D-экскурсия 3 этаж  Наш канал на YouTube

Таврика в XI – XIII веках

Опубликовано в Прошлое Тавриды

В середине XI в. в Северное Причерноморье и Крым хлынула новая волна тюркоязычных кочевых племен – половцев-команов, которые сменили печенегов.

Половцы не создавали постоянных поселений, только на зиму  образовывали небольшие таборные стойбища – зимники. Основным типом захоронений, как и для большинства кочевников, были подкурганные погребения, для чего использовались уже существующие курганы. На вершинах курганов традиционно устанавливались каменные изваяния – балбалы, зачастую имеющие портретные черты и реалистично изображенные костюмы. На площадках перед балбалами совершались ежегодные жертвоприношения предкам, что являлось центральным обрядом шаманской религии половцев.
Половецкие орды предпринимают набеги на Русь и Византию. В это же время крымские города и поселения облагаются ежегодной данью, своевременная выплата которой охраняла их от половецких набегов и позволяла довольно мирно существовать на протяжении столетия.

В 1222 г. разведывательная орда хана Чингизхана под командованием темников Джебе и Субедея, перебив значительное количество половцев, вторглась на территорию Таврики. 27 января 1223 года ими был разграблен город Сугдея – богатейший морской порт и международный торговый центр. После этого орда ушла и только в 1239 г. золотоордынцами был предпринят новый поход, после чего они прочно обосновались в Таврике.

Завоеванные ханом Батыем территории были объявлены Крымским Юртом – улусом или провинцией татаро-монгольского государства Золотой Орды. Столицей стал город Солхат, переименованным в Къырым, что на татарском обозначает – ров, вал, укрепление. Позднее, название перешло на весь полуостров. В Солхате находилась резиденция золотоордынского наместника и размещался монетный двор крымского улуса. Тогда же в Крымском улусе выделяется местная татарская знать с могущественными родами: Ширин, Мансур, Барын, Седжиут, Аргин, Кыпчак, Яшлау.

К середине XIII в. Солхат становиться довольно крупным городом, культурным, торговым и ремесленным центром. Одним из пунктов грандиозной торгово-транспортной системы Великого Шелкового пути. Через него следовали дипломатические посольства от Египетского султана к хану Золотой орды. В 1313 г., с провозглашением ханом Узбеком ислама государственной религией, Солхат становиться центром исламизации населения Крыма.

Прошлое Тавриды - схема экспозиции

Заинтересовался? Поделись в соц. сетях!

Инстаграмм

Музей на Facebook

Присоединяйтесь!

Одноклассники

Присоединяйтесь!

Вконтакте

We use cookies on our website. Some of them are essential for the operation of the site, while others help us to improve this site and the user experience (tracking cookies). You can decide for yourself whether you want to allow cookies or not. Please note that if you reject them, you may not be able to use all the functionalities of the site.